Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

8 — селеше туда изъ такихъ рашновъ Poccin, населеше которыхъ искони привыкло къ болотному и лесному луговодству и мо­ лочному скотоводству. Последнее обстоятельство, т. е. подборъ соотвЬтствующихъ кадровъ населешя для колонизацш, весьма существенно. Къ счастью, Европейская Poccin, гдЬ сосредото­ чена главная масса нашего населешя, такъ обширна и сла­ гается изъ такихъ разнородныхъ хозяйственныхъ рашновъ, что допускаетъ удивительное разнообра:пе пр1емовъ колоииза- цюнной политики. Въ частности, въ южную половину paiona Мурманской железной дороги всего целесообразнее было бы организовать переселеше изъ такъ называемаго Полесья, т. е. губершй Минской, Гродненской, Могилевской, Виленской, северныхъ частей Шевской и Волынской, а также изъ Царства Польскаго, Прибалпйскаго края и Литвы. Этотъ раюнъ въ последше передъ войной годы пмелъ очень зна­ чительные избытки населешя и давалъ огромныя количе­ ства эмигрантовъ въ Америку. Привлечете этого трудолюби­ в ая страстно привязаннаго къ земледельческому труду насе­ лешя въ обширные пустопорожше paioiibi нашего севера пред­ ставлялось бы деломъ огромнаго государственпаго значетя. темъ более, что въ данномъ случае Правительство пошло бы уже вследъ за лшзнью. Дело въ томъ, что переселеше на Северъ. главнымъ образомъ, въ ратнъ Вологда—Вятской ли­ ши Северныхъ железныхъ дорогъ, сельско-хозяйственнаго на­ селешя изъ Белоруки и северныхъ рашновъ Малороссш приняло до войны уже довольно значительные размеры. Пе­ реселенцы шли сюда сами, привлекаемые дешевизной земли и земельнымъ просторомъ. До сихъ поръ это движете, давав­ шее въ общемъ весьма благощжггиые экономичесше резуль­ таты, совершалось CTHxiflno. При надлел:ащемъ освещенш условш этого движешя и разработке меръ широкаго и пла- номернаго солейств1я такой колонизацш эта последняя могла бы дать блестящее результаты для нашего народного хозяй­ ства. Въ то время, какъ коренное населеше нашихъ север­ ныхъ губершй, Ярославской, Костромской, Тверской, Воло­ годской и Архангельской, обнаруживаете необычайное тяготе- Hie къ городской жизни, къ торговой и промышленной дея­ тельности, такъ что можно утверждать, что у насъ на Севере деревня живете и жила за счете города, населеше малорус- скихъ и белорусскихъ губершй представляете благодарнейпйй мaтepiaлъ для сельско-хозяйственной колонизацш того же Севера. Конечно, эта колопизащя не доляша сводиться къ простому переселенпо и отводу земель, большей частью забо- лоченныхъ или поросшихъ лесомъ. Туте нуженъ щирокш планъ предварительныхъ землеустроительныхъ и культурно- техническихъ работе, устройство осушительныхъ канавъ, про­ ведете грунтовыхъ дорогъ, организащя снаблшшя переселен- цевъ строительными матер1алами и мертвымъ и живымъ инвен- таремъ. Все это потребуете затраты средствъ, но средства эти будутъ безконечно меньше стоимости сооружешя желез­ ной дороги. А между тЬмъ это откроетъ къ жизни целый и огромный раюнъ въ непосредственномъ соседстве со столицею и на пороге незамерзающаго круглый годъ океанскаго порта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz