Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Насколько производство такихъ изследованш могло бы ока­ заться плодотворнымъ для края и всего государства, видно изъ обозр'Ьшя возможностей и задачъ экономической политики, которыя нам!.чаются здесь уже въ настоящее время. Въ рашнъ непосредственнаго влгяшя Мурманской желез- ной дороги входятъ: Александровой?! угЬздъ, Кемскш и за­ падная половина Онежскаго уЬзда Архангельской губернш, ПовЬнецюй угЬздъ и северная половина Петрозаводскаго уезда Олонецкой губернш. Общая площадь paiona 220.243 кв. верстъ съ населешемъ всего лишь 179 тысячъ челов'Ькъ, то есть ме­ нее одного человека (0,8 челов.) на 1 квадратную версту. Плотность населешя уменьшается по мере движешя съ юга на сЬверъ. Въ южной части раюна, въ Петрозаводскомъ уезде, плотность населешя достигаетъ 7,9 человека на 1 квадратную версту, а на С'Ьверномъ МурманЬ, въ Александровскомъ уЬздЬ, всего лишь 0,2 человека на 1 квадратную версту. Въ сред­ ней части paiona, въ Пов’Ьнецкомъ и Кемскомъ уЬздахъ, плот­ ность населешя равняется всего 1,2— 1,4 человека на 1 квад­ ратную версту. Такимъ образомъ, Мурманская дорога, строго говоря, итетъ по совершенно безлюднымъ мЬстамъ, и ближайшей задачей является заселеше этихъ необъятныхъ пространствъ. Задачи переселешя и колонизацш здесь двоякаго рода. Южная часть paioHa, уезды Петрозаводск]?!, Повенецшй и части Онежскаго и Кемскаго, подаетъ некоторый, въ общемъ довольно основа­ тельный, надежды на сельско-хозяйственную колонизацго. Обил1е рЪкъ, болотъ и лЬсовъ позволяетъ разсчитывать на раз- Birrie въ краЬ луговодства, которое можетъ явиться основной молочнаго скотоводства и маслодкгпя. Близость такого круп- наго внутренияго потребнтельиаго центра, какъ Петроградъ и удобства вывоза за границу черезъ многочисленные порты Мурманской желЬзной дороги создаютъ благопр!ятныя коммер­ чески услов1я для этой отрасли народнаго труда. Финляьщя, находящаяся приблизительно въ одинаковыхъ естественныхъ услов!яхъ съ южной частью раюна Мурманской железной дороги, вывозила следуюпця количества молочныхъ продуктовъ Молоко и сливки тыс. ведеръ . . 1.030.9 1.719,0 2,604,5 Сыръ, молоко и сливки шли исключительно въ Pocciro, масло почти все шлоза-границу, главпымъ образомъ, въ Англго. Въ то время, какъ вся Pocciff, считая плодороднейшую и богатейшую кормовыми средствами Сибирь, давала на вывозъ въ 1912 году 4.451.911 пуд., въ 1913 году 4.702.939 пуд. и въ военный 1914 годъ 3.295.137 пуд. масла, расположенная на болоте и на граните Финляндия вывозила въ те же годы свыше полумиллюна пудовъ ежегодно, Приведеиныя данныя объ усшЬхахъ молочнаго скотоводства въ Финляндш показы­ ваюсь, чего можно было бы достичь въ paioirb Мурманской железной дороги, организовавъ надлежащимъ образомъ пере- Превышеше вывоза иадъ ввозомъ. Напменоваше товаровъ. Масло коровье тыс. пуд. . Сыръ ............................. 678,7 599,1 418,1 48,9 68,9 100,7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz