Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
Насколько производство такихъ изследованш могло бы ока заться плодотворнымъ для края и всего государства, видно изъ обозр'Ьшя возможностей и задачъ экономической политики, которыя нам!.чаются здесь уже въ настоящее время. Въ рашнъ непосредственнаго влгяшя Мурманской желез- ной дороги входятъ: Александровой?! угЬздъ, Кемскш и за падная половина Онежскаго уЬзда Архангельской губернш, ПовЬнецюй угЬздъ и северная половина Петрозаводскаго уезда Олонецкой губернш. Общая площадь paiona 220.243 кв. верстъ съ населешемъ всего лишь 179 тысячъ челов'Ькъ, то есть ме нее одного человека (0,8 челов.) на 1 квадратную версту. Плотность населешя уменьшается по мере движешя съ юга на сЬверъ. Въ южной части раюна, въ Петрозаводскомъ уезде, плотность населешя достигаетъ 7,9 человека на 1 квадратную версту, а на С'Ьверномъ МурманЬ, въ Александровскомъ уЬздЬ, всего лишь 0,2 человека на 1 квадратную версту. Въ сред ней части paiona, въ Пов’Ьнецкомъ и Кемскомъ уЬздахъ, плот ность населешя равняется всего 1,2— 1,4 человека на 1 квад ратную версту. Такимъ образомъ, Мурманская дорога, строго говоря, итетъ по совершенно безлюднымъ мЬстамъ, и ближайшей задачей является заселеше этихъ необъятныхъ пространствъ. Задачи переселешя и колонизацш здесь двоякаго рода. Южная часть paioHa, уезды Петрозаводск]?!, Повенецшй и части Онежскаго и Кемскаго, подаетъ некоторый, въ общемъ довольно основа тельный, надежды на сельско-хозяйственную колонизацго. Обил1е рЪкъ, болотъ и лЬсовъ позволяетъ разсчитывать на раз- Birrie въ краЬ луговодства, которое можетъ явиться основной молочнаго скотоводства и маслодкгпя. Близость такого круп- наго внутренияго потребнтельиаго центра, какъ Петроградъ и удобства вывоза за границу черезъ многочисленные порты Мурманской желЬзной дороги создаютъ благопр!ятныя коммер чески услов1я для этой отрасли народнаго труда. Финляьщя, находящаяся приблизительно въ одинаковыхъ естественныхъ услов!яхъ съ южной частью раюна Мурманской железной дороги, вывозила следуюпця количества молочныхъ продуктовъ Молоко и сливки тыс. ведеръ . . 1.030.9 1.719,0 2,604,5 Сыръ, молоко и сливки шли исключительно въ Pocciro, масло почти все шлоза-границу, главпымъ образомъ, въ Англго. Въ то время, какъ вся Pocciff, считая плодороднейшую и богатейшую кормовыми средствами Сибирь, давала на вывозъ въ 1912 году 4.451.911 пуд., въ 1913 году 4.702.939 пуд. и въ военный 1914 годъ 3.295.137 пуд. масла, расположенная на болоте и на граните Финляндия вывозила въ те же годы свыше полумиллюна пудовъ ежегодно, Приведеиныя данныя объ усшЬхахъ молочнаго скотоводства въ Финляндш показы ваюсь, чего можно было бы достичь въ paioirb Мурманской железной дороги, организовавъ надлежащимъ образомъ пере- Превышеше вывоза иадъ ввозомъ. Напменоваше товаровъ. Масло коровье тыс. пуд. . Сыръ ............................. 678,7 599,1 418,1 48,9 68,9 100,7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz