Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
Сооружеше Мурманской железной дороги, приводящей къ незамерзающему круглый годъ порту, вносить совсЬмъ новые факторы развит въ жизнь этого обширнМшаго края, омы- ваемаго замерзающими большую часть года морями, и безъ всякаго преувеличешя мо;кетъ быть сравниваемо, по своему значешю для края, съ постройкой трансатлантических!^ амери- канскихъ л;ел,Ьзныхъ дорогъ. Разница между ними лишь въ быто- выхъ услов1яхъ русской и американской жизни. Руссьчя железно- дорожныя предпр 1 ят 1 я, безразлично казенныя или частныя, не обладаютъ такими правами и возможностями, какъ амерпкансшя, и потому не могутъ обнаружить той инициативы и энергш по заселенно и экономическому воздействие на обслуживаемый ими край, какая пора;каетъ въ деятельности американскихъ же- л’Ьзнодорожныхъ компанШ. Но, если осуществлеше подобныхъ MtponpiflTift въ Poccin не подъ силу железной дороге, какъ и всякой вообще частной инищатив'Ь, то, казалось бы, это дЬло доллша взять на себя государственная власть. Этотъ выводъ диктуется и услов!ями нашего финансоваго иололсешя. Какъ ни велики наши экономичесте рессурсы и перспективы, надо иметь въ виду, что после войны нашъ государственный бюд жета, въ связи съ расходами по ликвидации войны и вызван- наго ею раззоршпя” нЬкоторыхъ нашихъ окраннъ, а также при увеличенш платежей по системе нашего государственнаго долга, возрастетъ, по крайней мере, вдвое. Вместе съ гЬмъ услов!я нашего расчетнаго баланса испытываютъ также су щественный ухудшешя. Развщйе производительныхъ силъ об- ширнаго нашего Севера, увеличеше его паселешя и усилеше идателлюй способности послЪдпяго и подня'пе экспорта до воз- можныхъ максимальныхъ пред^ловт^ составитт, предмета не- престанныхъ забота Правительства въ самомъ ближайшемъ будущемъ. Казалось бы, что приняпе самыхъ неотлагатель- ныхъ м'Ьръ къ скорейшему экономическому обследованш открывающихся здесь возмол;цостей представляется вполне своевременнымъ. А такъ какъ самымъ большимъ дгктомъ, ко торое производится сейчасъ на Севере на средства Государ ственнаго Казначейства, является постройка Мурманской же лезной дороги, то представлялось бы наиболее правильнымъ организовать производство широкаго статнстико-экономическага обследовашя Севера Poccin именно при Строительномъ Уп- равленш этой дороги за счета отпускаемыхъ па нужды по стройки казенныхъ средствъ. Работы здесь следовало бы вести одновременно въ двухъ направлешяхъ: на ряду съ всесторон- нимъ вьщснешемъ производительныхъ силъ и естественныхъ богатствъ paioHa надо намечать копкретныя мЬры экономичен ской политики, земельнаго и административпаго устройства края, которыя могли бы способствовать возможно полному использовагшо и разработке этихъ богатствъ. Вместе съ этими вопросами местнаго значешя надлежало бы предпринять обсле- доваше вопросовъ тамол;енной и железнодоролшой (тарифной и строительной) политики, которые, при своемъ широкомъ общегосударственномъ значеши, могли бы получить наилуч шее разрешеше въ связи съ падлел;ащимъ исподьзовашемъ Мурманской железной дороги, какъ первоклассной магистрали,. — б —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz