Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Сооружеше Мурманской железной дороги, приводящей къ незамерзающему круглый годъ порту, вносить совсЬмъ новые факторы развит въ жизнь этого обширнМшаго края, омы- ваемаго замерзающими большую часть года морями, и безъ всякаго преувеличешя мо;кетъ быть сравниваемо, по своему значешю для края, съ постройкой трансатлантических!^ амери- канскихъ л;ел,Ьзныхъ дорогъ. Разница между ними лишь въ быто- выхъ услов1яхъ русской и американской жизни. Руссьчя железно- дорожныя предпр 1 ят 1 я, безразлично казенныя или частныя, не обладаютъ такими правами и возможностями, какъ амерпкансшя, и потому не могутъ обнаружить той инициативы и энергш по заселенно и экономическому воздействие на обслуживаемый ими край, какая пора;каетъ въ деятельности американскихъ же- л’Ьзнодорожныхъ компанШ. Но, если осуществлеше подобныхъ MtponpiflTift въ Poccin не подъ силу железной дороге, какъ и всякой вообще частной инищатив'Ь, то, казалось бы, это дЬло доллша взять на себя государственная власть. Этотъ выводъ диктуется и услов!ями нашего финансоваго иололсешя. Какъ ни велики наши экономичесте рессурсы и перспективы, надо иметь въ виду, что после войны нашъ государственный бюд­ жета, въ связи съ расходами по ликвидации войны и вызван- наго ею раззоршпя” нЬкоторыхъ нашихъ окраннъ, а также при увеличенш платежей по системе нашего государственнаго долга, возрастетъ, по крайней мере, вдвое. Вместе съ гЬмъ услов!я нашего расчетнаго баланса испытываютъ также су­ щественный ухудшешя. Развщйе производительныхъ силъ об- ширнаго нашего Севера, увеличеше его паселешя и усилеше идателлюй способности послЪдпяго и подня'пе экспорта до воз- можныхъ максимальныхъ пред^ловт^ составитт, предмета не- престанныхъ забота Правительства въ самомъ ближайшемъ будущемъ. Казалось бы, что приняпе самыхъ неотлагатель- ныхъ м'Ьръ къ скорейшему экономическому обследованш открывающихся здесь возмол;цостей представляется вполне своевременнымъ. А такъ какъ самымъ большимъ дгктомъ, ко­ торое производится сейчасъ на Севере на средства Государ­ ственнаго Казначейства, является постройка Мурманской же­ лезной дороги, то представлялось бы наиболее правильнымъ организовать производство широкаго статнстико-экономическага обследовашя Севера Poccin именно при Строительномъ Уп- равленш этой дороги за счета отпускаемыхъ па нужды по­ стройки казенныхъ средствъ. Работы здесь следовало бы вести одновременно въ двухъ направлешяхъ: на ряду съ всесторон- нимъ вьщснешемъ производительныхъ силъ и естественныхъ богатствъ paioHa надо намечать копкретныя мЬры экономичен ской политики, земельнаго и административпаго устройства края, которыя могли бы способствовать возможно полному использовагшо и разработке этихъ богатствъ. Вместе съ этими вопросами местнаго значешя надлежало бы предпринять обсле- доваше вопросовъ тамол;енной и железнодоролшой (тарифной и строительной) политики, которые, при своемъ широкомъ общегосударственномъ значеши, могли бы получить наилуч­ шее разрешеше въ связи съ падлел;ащимъ исподьзовашемъ Мурманской железной дороги, какъ первоклассной магистрали,. — б —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz