Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

44 постройкой Мурманской железной дероги. Значеше этихъ задачъ въ общей системе русской государственной и хозяйственной жизни определяется теми новыми услов!ями существовашя, въ которыя ставитъ Pocciio переживаемая ею война. Предстоящее после войны напряжете силъ русскаго народнаго хозяйства потребуетъ исполь- зовашя производительности всЬхъ раюновъ страны, въ томъ числе и нашего обширнаго Севера, содержащаго въ себе обильные и сравнительные легко реализуемые источники народнаго богатства. Это кореннымъ образомъ м^няетъ всю постановку сЬвернаго вопроса. До сихъ поръ и правительство и общество .немало удаляло внимашя Северу, но этотъ интересъ и практичесюя меры, прини- мавпняся въ особенно большомъ числе въ конце 90-хъ и въ 900-хъ годахъ, когда действовалъ Комитетъ для помощи поморамъ Рус­ скаго Севера, носили большей частью характеръ благотворитель­ ности, и потому значеше ихъ не могло быть особенно болыпимъ. Въ настоящее время речь идетъ объ экономическомъ открытш ' и использоваши Севера въ широкихъ интересахъ всей имнерш. | Постройка Мурманской железной дороги прюбретаетъ характеръ I лишь приступа къ осуществление этой задачи. Следующимъ шагомъ въ этомъ направлены должна быть организащя экономическаго обследовашя Севера. Необходимость разработки и проведения въ жизнь главнейшихъ меропр1ятш для развитая нроизводительныхъ силъ раюна новой железной дороги одновременно и въ связи съ ея постройкой, къ сожаленш, часто упускается изъ вида. Но въ исторш русскаго ] железнодорожнаго строительства имеется выдающшся примеръ I ^признашя правительствомъ необходимости такихъ меропр!ятш. Мы имеемъ въ виду все то, что было осуществлено въ связи съ I постройкой Сибирской железной дороги. По инищативе Министра Финансовъ С. Ю. Витте одновременно съ началомъ постройки этой дороги было создано Особое Высшее Правительственное Устано- влеше—Комитетъ Сибирской железной дороги—подъ председатель- ствомъ Наследника Цесаревича ныне царствующаго Императора, сохранившаго за собой председательствоваше и по восшествш на престолъ. I Комитетъ Сибирской железной дороги, существовалъ 12 летъ ' и не только былъ высшей инст.анщей по утвержденпо кредитовъ на постройку дороги и по вопросамъ ея направлешя, но главнымъ ^ образомъ призванъ былъ намечать и осуществлять целый рядъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz