Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

43 мере лишь нашимъ собственнымъ торговымъ флотомъ, и блестяпця перспективы, открывающаяся здесь передъ русскимъ морскимъ рыбо- ловствомъ, которое можетъ разсчитывать не только на внутренше, но и на внЗзште рынки, и, наконецъ, интересы нашего океанскаго крейсерскаго и подводнаго флота, для котораго, въ случай возмож- ныхъ въ будущемъ военныхъ осложенш, Мурманъ долженъ явиться надежной базой. Заслуживаете изучешя также вопросъ о возможности и же­ лательности создашя на Мурмане вольной гавани. Ростъ внешней задолженности Россш и наличность бумажной денежной валюты потребуютъ поел! войны п р и н я т м4ръ къ уменыпенда нашего ввоза, а выяснившаяся во время войны отсталость Россш во многихъ важнейшихъ отрасляхъ промышленности заставляетъ стремиться къ созданно многочисленныхъ новыхъ отраслей производства. Все это будетъ иметь последсттаемъ дальнейшее усилеше системы нашего таможеннаго протекщонизма. Чтобы избежать иеблагопршт- наго вл^яшя на нашу внешнюю торговлю некоторыхъ, всегда воз- можныхъ, излишествъ таможенной охраны, необходимо стремиться внести въ наше таможенное дело известные коррективы, напра­ вленные прежде всего къ отмене ненужныхъ стесненш чисто фор- мальнаго свойства, къ сожаленш, очень обильныхъ въ практике нашего таможеннаго ведомства. Въ этомъ направленш учреждеше вольныхъ гаваней, допускающихъ безпошлинный ввозъ и вывозъ всякаго рода товаровъ, а также и производство съ ними всякихъ торговопромышленныхъ операцш по обработке, очистке, сортировке, но лишь въ предЬлахъ строго ограниченной портовой территорш, могло бы явиться самымъ благодетельнымъ донолнешемъ къ общей системе нашего будущаго протекщонизма. Оъ учреждешемъ воль­ ной гавани, Мурманъ могъ бы прюбрести совершенно исключитель­ ное значеше въ снабженш нашего Севера и Сибири, а также, можетъ быть, и Скандинавскихъ странъ, различными заморскими колошальными товарами, Мурманская же дорога получила бы мно­ жество ценныхъ грузовъ. VIII. З а к л ю ч е н i е. Таковъ, въ общихъ чертахъ, краткш очеркъ задачъ экономи­ ческой политики, возникающихъ на Севере Россш въ связи съ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz