Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

42 полнеше работъ можетъ быть разсрочено на нисколько перюдовъ, хотя бы применительно къ срокамъ сооружешя новыхъ жел^зно- дорожныхъ магистралей въ Северной Россш, но планъ ихъдолженъ быть единымъ; точно также заранее надо отвести подъ портовыя сооружешя и железнодорожный къ нимъ пути максимальное коли­ чество земли, чтобы порту потомъ не приходилось тесниться и жаться, или переплачивать за отчуждеше темъ частнымъ лицамъ, который успеютъ прюбр4сти себе недвижимость въ неносредствен- номъ соседстве съ портовой территорией. Оборудовате порта должно удовлетворять самымъ высокимъ требовашямъ въ смысле удобствъ, протяжешя и глубины причальной линш, обшпя и спещализацш выгрузочныхъ и нагрузочныхъ средствъ, обширности, поместитель­ ности и безопасности товарныхъ складовъ, оборудовашя железно* дорожныхъ путей и портовой сортировочной железнодорожной стан- цш, обезпечивающей максимальную пропускную способность порта. Уже одно исполнеше этихъ требованш привлечетъ въ Мурманскш портъ огромное количество торговыхъ судовъ и создастъ блатопршт- нейппя услов!я для образования морскихъ фрахтовъ. Вся истор1я русскихъ внешнихъ сообщены полна затруднениями, проистекающими для нашей внешней торговли изъ несогласованности плановъ же­ лезнодорожнаго строительства и портостроительства. Оборудовате Мурманскаго порта на широкую ногу будетъ иметь также известное морально-политическое значеше, такъ какъ покажетъ нашимъ соседямъ, что Poccin решила вплотную заняться интересами Севера, а это, въ свою очередь, придастъ больше веса голосу Poccin при выработке будущихъ торговыхъ договоровъ и международныхъ конвенщй, касающихся Севернаго Ледовитаго океана, условш рыболовства въ северныхъ моряхъ, положешя Шпицбергена и т. п. Необходимо также принять все меры къ соз- данш русскаго торговаго судостроешя на Мурмане; устроить тамъ верфи и доки, способные вмещать самыя болышя океансгая суда. Развийе русской внешней торговли и русской военно-морской мощи немыслимо безъ могущественнаго коммерческаго флота, соору­ жаемая) притомъ на русскихъ верфяхъ. Флотъ этотъ въ военное время можетъ быть широко использованъ въ военныхъ цЬляхъ. Преимущества Мурманскаго океанскаго порта таковы, что онъ долженъ быть сделанъ однимъ изъ центровъ нашего судостроешя. Въ пользу этого говорятъ и огромные экономические интересы се­ верной Poccin и Сибири, которые могутъ быть обслужены въ полной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz