Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

41 бенности такъ называемые беконные товары; изъ Северной Россш ленъ, овесъ, ячмень и лесные матер1алы. Обратными же грузами будутъ рыба, каменный уголь изъ Шпицбергена и различные за^ падно-европейше и американсюе товары, машины для оборудова- шя фабрикъ и заводовъ, сельско-хозяйственныя opyдiя, продукты иностранной химической промышленности и пр. Все железнодорож­ ное строительство на Севере Россш, въ конечномъ счете, будетъ иметь последств1емъ неуклонное расширеше раюна Мурманскаго незамерзающаго порта, такъ какъ весь этотъ обширный край, вследстше своего географическаго положешя, не можетъ стать раюномъ другихъ незамерзающихъ русскихъ портовъ, изъ коихъ— ближайшш Либава, разъ будетъ созданъ и, какъ следуетъ, обору- дованъ Мурманскш портъ. Въ настоящее время нельзя даже себе представить, какъ велики и благотворны будутъ для нашего Севера все последствдя незамерзаемости Мурманскаго порта; какъ это ускорить темпъ развитая нашей внешней торговли, распределяя ее равномерно на все времена года, и обезпечитъ своевременную реализацш сезонныхъ товаровъ. VII. Создаше портовъ и развип'е торговаго флота. Но, конечно, для того, чтобы создаваемое сейчасъ съ такими усшпями и затратами Мурманское направлеше оправдало себя въ общей системе нашихъ внешнихъ сообщенш, необходимо разрабо­ тать одновременно и параллельно съ намеченными выше задачами экономической политики, направленными на развитее производи- тельныхъ силъ Севера, широкую программу меропрштай, выполне- Hie которой обезпечило бы Мурманскому коммерческому порту то MipoBoe положеше, на которое онъ вправе расчитывать. Основныя свойства Мурмана, его незамерзаемость, положение на берегу от- крытаго океана, доступность для захода самыхъ большихъ и глу­ боко сидящихъ океанскихъ судовъ, исключительная, сравнительно съ другими русскими портами, близость къ Англш и Америке по времени морского перехода,—говорятъ сами за себя. Не можетъ быть сомненш въ томъ, что именно въ этомъ направленш долженъ пройти великш торговый путь изъ северо-западной Сибири въ за­ падную Европу. Необходимо поэтому составить и разработать широкш планъ устройства и оборудовашя коммерческаго порта на Мурмане. Вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz