Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

39 VI. Шпицбергенскш уголь и торговля съ Норвепей. BfliflHie Мурманской железной дороги скажется не только на развитш производительиыхъ силъ Олонецкаго края, Поморья и Мур­ мана, но отразится также на промышленномъ развитш Шпицбер­ гена и на нашихъ торговыхъ сношешяхъ съ Норвепей. За посл'Ьдше годы на Шпицбергене создались значительные рус- сюе интересы. Часть побережья Ледяного фюрда, отъ бухты При­ хода до Зеленой гавани, была занята экспедищей Русанова. Для разработки угольныхъ залежей на этой площади образовалось То­ варищество „Грумантъ“ . Кроме того, лейтенантъ русскаго флота П. П. Веймарнъ занялъ на берегу того-же фюрда полосу угольныхъ залежей, протяжешемъ въ 16 вер. Если предпр!яия Общества „Гру- мантъ“ и Веймарна приступятъ къ добыче каменнаго угля и пове- дутъ ее въ предположенныхъ широкихъ размерахъ, русская пред- щляия займутъ на Шпицбергене видное место. Пласты каменнаго угля на Шпицбергене повсеместно на бере- гахъ Ледяного фюрда выступаютъ наружу, обладая мощностью въ 1h метра и более. Разработка представляетъ болышя удобства бла­ годаря горизонтальному расположенно пластовъ, отсутствию въ шах- тахъ воды, вследствге промерзашя почвы, и господствующей въ шахтахъ низкой температуре, которая, однако, не настолько низка, чтобы мешать работамъ. Шпицбергенскш уголь отличается высо­ кими качествами, уравнивающими его съ лучшими сортами англш- скаго угля. Это засвидетельствовано многочисленными лаборатор­ ными анализами пробъ этого угля, производившимися, между про- чимъ, и въ химической лабораторш Горнаго Института въ Петро­ граде; а также практическимъ применешемъ этого угля на некото- рыхъ петроградскихъ заводахъ. Въ настоящее время шпицберген­ скш уголь пользуется широкимъ спросомъ въ Норвепи и успешно применяется на судахъ норвежскаго военнаго флота и на норвеж- скихъ железныхъ дорогахъ. Разработка его, какъ доказано опытомъ шпицбергенской американской угольной компаши, возможна въ те­ ч е т е круглаго года. Навигащя въ Ледяномъ фюрдЬ продолжается съ середины мая до конца сентября, такъ что, при сооруженш со- ответственныхъ портовыхъ перегрузочныхъ приспособлен^, можно съ успехомъ вывезти весь запасъ годовой добычи угля. Къ мор- скимъ перевозкамъ шпицбергенскаго угля на Мурманъ и въ Вело-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz