Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

35 дельныя земли въ большинстве слунаевъ до сихъ поръ еще не раз­ верстаны. Въ интересахъ казеннаго лесного хозяйства, одновременно съ обследовашемъ казенныхъ лесовъ, необходимо произвести и окон­ чательное разверсташе надельныхъ и казенныхъ земель. Нашъ Се­ веръ такъ же, какъ и друие раюны Имперш, нуждается въ плано­ мерной землеустроительной политике, направленной на упрочеше народнаго хозяйства на твердой основе частной собственности. Об­ следоваше лесной площади дастъ матерёалъ для составлешя плана улучшешя водныхъ путей и расширешя сети грунтовыхъ и желез- ныхъ дорогъ. Примерь Вологда-Вятской линщ Северныхъ железныхъ дорогъ, прошедшей въ непосредственномъ соседстве съ очень значительными лесными массивами Вологодской,' Костромской и Новгородской гу­ бернш, показываете какъ невелики могутъ быть перевозки лесныхъ грузовъ "по магистрали, если она лишена питательныхъ ветвей. Применительно къ Вологда-Вятской железной дороге этотъ недоста- токъ былъ уже въ достаточной мере сознанъ и для устранешя его возникъ рядъ предложены о сооруженш съ севера и юга къ глав­ ной лиши многочисленныхъ ветвей, примыкающихъ къ наиболее значительнымъ сплавнымъ рекамъ въ местахъ, удобныхъ для пере­ валки речныхъ грузовъ на железную дорогу, а также обслуживаю- щихъ обширныя лесньш дачи, лишенныя всякихъ путей сообщешя. Таковы проекты сооружешя Белозерской, Устюженской, Макарьев- ской, Ветлужской, Кологривской, Солигаличской ветвей. Некоторый изъ нихъ разсматривались въ Комиссш о новыхъ железныхъ доро- гахъ и были признаны отвечающими потребностямъ края, причемъ сооружеше большинства изъ нихъ предположено было предоставить Обществу железнодорожныхъ ветвей. Быть можетъ, представлялось бы вполне целесообразнымъ привлечь это последнее Общество къ оборудование питательными ветвями Мурманской железной дороги, а также разработать более удовлетворительным, чемъ существующая, услов1я привлеченш частныхъ средствъ къ сооруженш железнодо­ рожныхъ ветвей на началахъ возмещения предпринимателямъ затра- ченныхъ строительныхъ каниталовъ изъ провозныхъ плате. Развитее железнодорожной сети облегчить заселеше paioHa и приливъ рабочей силы къ местамъ наивыгоднейшаго ея примене- шя, а также обезпечитъ своевременную доставку всего необходи­ ма™ для пропиташя населешя и оборудование нромышленныхъ пред- пр1ятш; а улучшеше водныхъ, речныхъ и озерныхъ сообщены рас- 3*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz