Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

30 производства, требуетъ относительно небольшого основного капитала, причемъ оборотный капиталь преобладаетъ въ д'Ьл’Ь. Не требуя сложныхъ и дорогихъ предварительныхъ работъ и техническихъ изы­ сканы, лесопромышленным предпршия возникаютъ очень быстро, часто одновременно съ открьтемъ новыхъ желЬзныхъ дорогъ. Вме­ сте съ т’Ьмъ, будучи поставлены въ благощиятныя услов!я въ отно­ шении нолучешя сырья и сбыта своихъ изд-Ьдш, лесощюмышлен- ныя нредщляия развиваются очень быстро. Для доставлетя имъ оборотныхъ средствъ въ размерахъ, соотв’Ьтствующнхъ тому размаху, который желательно придать лесной промышленности на Севере, необходимо распространить на наше Поморье деятельность Госу- дарственнаго Банка и привлечь къ нему внимаше нашихъ много- численныхъ частныхъ коммерческихъ банковъ. Было бы преждевременно, не им4я данныхъ экономическаго об- слЗздовашя, говорить о томъ, какъ сложатся перевозки леса н к а ­ ково будетъ учаспе въ нихъ Мурманской железной дороги. Про­ странство мйстнаго раюна Мурманской железной дороги, какъ ука­ зывалось выше, исчисляется въ 220 тысячъ квадратныхъ верстъ, между темъ все Великое Княжество Финляндское занимаетъ пло­ щадь въ 286 тысячъ квадратныхъ верстъ, т. е. немногимъ больше. Въ отношенш условш орошешя, обшпя озеръ и р^къ, разницы нЬтъ почти никакой. Лесистость Финляндш (42% ) также врядъ ли выше лесистости paioHa Мурманской железной дороги (лесистость Архангельской губернш, где особенно много тундры и болотъ, опре­ деляется въ 60% всей площади губернш, а лесистость Олонецкой губернш достигаетъ 70% ). А между темъ вывозъ лесныхъ матер1а- ловъ и древесныхъ издг1шй изъ Финляндш оценивался въ 1913 г. въ 85,2 миллюновъ рублей, а вывозъ древесной массы и бумаги въ 26,7 миллюновъ рублей, всего 111,9 миллюновъ рублей. Это со­ ставляете. почти две трети стоимости всехъ лесныхъ матер1аловъ, вывезенныхъ въ томъ же году изъ Россш (164,9 миллюновъ рублей). При этомъ вывозъ леса изъ Финляндш все время растетъ. Изъ трехъ основныхъ факторовъ народнаго хозяйства, природы, капи­ тала и труда, первый—природа—и у Финляндш и у раюна Мур­ манской железной дороги, очевидно, одинъ и тотъ 'же. Капиталами Финлящця тоже не богата, но, какъ указывалось выше, лесная про­ мышленность не нуждается въ крупныхъ основныхъ капиталахъ; ей нуженъ широкш кредитъ для нолучешя оборотныхъ средствъ, такъ что въ этомъ отношенш большой разницы между Финлящцей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz