Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

29 Приблизительно такой же составь породъ наблюдается и въ л£- сахъ Поморья, Зд^сь также расположено много озеръ, изъ которыхъ наиболее значительны: Куйто (верхнее, нижнее и среднее), Топозеро и Ковдозеро. Эти озера собираютъ множество сплавныхъ рекъ и речекъ, текущихъ изъ очень отдаленныхъ рэао- новъ Поморья и соседней Финляндш, и сами даютъ начало много- численнымъ рекамъ, впадающимъ въ Белое море большей частью у местъ расположешя Беломорскихъ портовъ, Сороки, Кеми и др. Лесная промышленность была до сихъ поръ единственной отраслью промышленности въ Поморскомъ крае, имевшей экспортное значе- Hie. Въ Поморье существовало до войны 8 лесопильныхъ заводовъ, расположенныхъ въ прибрежней полосе, въ Сороке, Кеми, Керети и Ковде. Лесъ рубился внутри страны карелами и сплавлялся по рекамъ къ лесопильнымъ заводамъ. Отсюда уже обработанный лесъ, доски, бревна, отправлялся моремъ заграницу. Всего было вывезено изъ этихъ портовъ разныхъ товаровъ, среди которыхъ преобладающую массу составляли лесные грузы: Годы. Тыс. пудовъ. Тыса рублей. 1912 8.549 2.962 1913 11.536 4.055 1914 9.849 8.218 Такимъ образомъ, лесная промышленность въ раюне Мурман­ ской железной дороги находится еще- въ зачаточномъ состояши. Запасы древесины далеко еще не использованы и отпускъ леса изъ казенныхъ лесныхъ дачъ не достигаетъ нормы ежегоднаго при­ роста. Используются лишь лучппе сорта древесины, а около трети леса остается на месте въ срублецномъ видЬ или на корню. Лесо­ промышленники берутъ только строевой лесъ, т. е. деревья извест- ныхъ размеровъ длины и толщины, и почти совсемъ не берутъ вершинъ. Постройка железной дороги, если она будетъ сопрово­ ждаться рядомъ меръ по привлечению населен!я, оборудовашю страны удовлетворительными грунтовыми дорогами, улучшешемъ услов] й сплава по рекамъ и озерамъ и создашемъ более или ме­ нее значительной сети питательныхъ лесовозныхъ железнодорож- ныхъ ветвей, можетъ дать могущественный толчокъ развитию лес­ ной промышленности. Эта отрасль промышленности имеетъ ту по­ ложительную сторону, что, при сравнительно болыпихъ размерахъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz