Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

26 образомъ, черезъ Архангельскш портъ. Вывозъ черезъ западные BiaoMopcKie порты, которые теперь будутъ обслуживаться Мур­ манской железной дорогой, хотя и развивался, но все же значи­ тельно отставалъ отъ вывоза Архангельска, составляя въ общемъ въ 1912 году 10,6% стоимости всЬхъ товаровъ вывезенныхъ по Беломорской границе, въ 1913 г.— 11,1% и въ 1914 г.— 11,7%. Но, вообще, цифры вывоза леса черезъ Беломорскую гра­ ницу представляются совсемъ ничтожными по сравнетю съ лесными запасами русскаго Севера. Удобная площадь казенныхъ лесовъ въ четырехъ нашихъ северныхъ губершяхъ, Архангельской, Вологодской, Пермской и Олонецкой, занимаетъ 74,6 миллюновъ десятинъ. Въ одной только Олонецкой губ. площадь казенныхъ лесовъ 6.577 ты- сячъ десятинъ. Чистый доходъ казны отъ эксплоатацш этихъ лес- ныхъ пространствъ составлялъ въ 1913 году съ 1 десятины въ Архангельской губернш 7 к., въ Вологодской— 11 к., въ Перм­ ской—21 к. и въ Олонецкой—38 к. Объяснеше этимъ печальньшъ финансовымъ результатамъ эксплоатацш нашихъ казенныхъ се- верныхъ лесовъ можно найти въ значительной мере въ недоста- 4 точномъ оборудованы Севера рельсовыми путями. Въ то время какъ Щвещя, Норвеп'я и Финлящця, при общей территорш около 1 миллшна квадратныхъ верстъ имеютъ железнодорожную сеть протяжешемъ свыше 20 тысячъ верстъ, наши Архангельская и Во­ логодская губернш вместе, занимающая пространство около 1,1 миллюна квадратныхъ верстъ, имели До сихъ поръ •всего лишь 906 верстъ рельсовыхъ путей. Использоваше древесины всегда идетъ параллельно съ увеличешемъ оборудовашя лесныхъ пространствъ железными дорогами. Эти явлешя наблюдались не только въ Скан- динавскихъ странахъ, но и въ Австро-Венгрш и въ Северной Аме­ рике. Для возможно полнаго использовашя древесины древообра­ батывающая промышленность должна располагаться въ местахъ произрасташя сырья. А это возможно лишь съ проведешемъ же- лезныхъ дорогъ. Лесные матер1алы въ обработанномъ виде уже до войны выдерживали перевозку по железнымъ дорогамъ на очень болышя разстояшя. Въ 1912 году въ Петроградски портъ, на станцш Новый Портъ и Морская Пристань, прибыло по железной дороге для вывоза за границу 11,7 миллюновъ пудовъ лесныхъ матер1а,ловъ, въ томъ числе 3,4 милюна пуд. съ Богословской же­ лезной дороги, съ пробегомъ въ 2.050 в.; 0,8 миллюна пудовъ съ Пермской железной дороги, съ пробегомъ въ 1.600 верстъ, и свыше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz