Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

передъ войной годы им$лъ очень значительные избытки населешя и давалъ огромныя цыфры эмигрантовъ въ Америку. Привлече­ т е этого трудолюбиваго, страстно привязаннаго къ земледельческому труду, населешя въ обширные пустопорожше paioHbi нашего Севера представлялось бы деломъ огромнаго государственнаго значешя. Т4мъ бол^е—что въ данномъ случае Правительство пошло бы уже вследъ за жизнью. Дело въ томъ, что переселеше на Северъ, глав- ньшъ образомъ, въ рашнъ Вологда-Вятской лиши Северныхъ же- лезныхъ дорогъ, сельско-хозяйственнаго населешя изъ Белоруссш и северныхъ раюновъ Малороссш приняло до войны уже довольно значительные размеры. Переселенцы шли сюда сами, привлекаемые дешевизной земли и земельнымъ просторомъ. До сихъ поръ это дви­ ж е те , дававшее въ общемъ весьма благощлятные экономичесше результаты, совершалось стихшно. При надлежащемъ освещенш условш этого движетя и разработке меръ широкаго и планомер- наго содействия такой колонизацш эта последняя могла бы дать блестяпце результаты для нашего народнаго хозяйства. Въ то время, какъ коренное населеше нашихъ северныхъ губернш, Ярославской, Костромской, Тверской, Вологодской и Архангельской, обнаружи­ в а ем необычайное тяготеше къ городской жизни, ■къ торговой и промышленной деятельности, такъ что можно утверждать, что у насъ на Севере деревня живетъ и жила за счетъ города, населеше мало- русскихъ и белорусскихъ губернш представляетъ благодарнейппй матер!алъ для сельско-хозяйственной колонизацш того же Севера. Конечно, эта колонизащя не должна сводиться къ простому пере- селешю и отводу земель, большей частью заболоченныхъ или порос- шихъ лесомъ. Тутъ нуженъ широкш планъ предварительныхъ земле- устроительныхъ и культурно-техническихъ работъ, устройство осу- шительныхъ канавъ, проведете грунтовыхъ дорогъ,' организащя снабжешя переселенцевъ строительными матер!алами и мертвымъ и живымъ инвентаремъ. Все это потребуете затраты средствъ, но сред­ ства эти будутъ безконечно меньше стоимости сооружешя железной дороги. А между темъ это откроетъ къ жизни огромный раюнъ въ непосредственномъ соседстве со столицею и на пороге незамерзаю- щаго круглый годъ океанскаго порта. Трудности и неудачи, кото- рыя могутъ встретиться въ этомъ направлеиш, не представляются непреодолимыми. Достаточно вспомнить, какихъ успеховъ достигло сельское хо­ зяйство въ нашемъ Полесье, которое также долго считалось гиб-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz