Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

.13 жетъ явиться основой молочнаго скотоводства и маслодЗшя. Бли­ зость такого крупнаго внутренняго потребительнаго центра, какъ Петроградъ и удобства вывоза за границу черезъ многочисленные порты Мурманской железной дороги создаютъ благоприятный ком- мерчесюя условия для этой отрасли народнаго труда. Финлящця, на­ ходящаяся приблизительно въ одинаковыхъ естественныхъ условгяхъ съ южной частью рашна Мурманской железной дороги, вывозила следуюпця количества молочныхъ нродуктовъ: Прёвышеше вывоза надъ ввозомъ. Наименование товаровъ. ^1913гг. 1915 г. Масло коровье тыс. нуд. . . 678,7 599,1 418,1 Сыръ.............................................. 48,9 68,9 100,7 Молоко и сливки тыс. ведеръ. 1.030,9 1.719,0 2.604,5 Сыръ, молоко и сливки шли исключительно въ Pocciio, масло почти все шло заграницу, главнымъ образомъ, въ Англш. Въ то время, какъ вся Росия, считая плодороднейшую и бога­ тейшую кормовыми средствами Сибирь, давала на вывозъ въ 1912 году 4.451.911 пуд., въ 1913 году 4.762.939 пуд. и въ военный 1914 годъ 3.295.137 пуд. масла, расположенная на болоте и на граните Фин- лящця вывозила въ-те же годы свыше полумиллюна пудовъ еже­ годно. Приведенныя данныя объ успехахъ молочнаго скотоводства въ Финляидш показываютъ, чего можно было бы достичь въ раюне Мурманской железной дороги, организовавъ надлежащимъ образомъ переселение туда изъ такихъ рашновъ Росши, населеше которыхъ искони привыкло къ болотному и лесному луговодству и молочному скотоводству. Последнее обстоятельство, т. е. подборъ соответствую- щихъ кадровъ населешя для колонизащи, весьма существенно. Къ счастью, Европейская Рош я, где сосредоточена главная масса на­ шего населешя, такъ обширна и слагается изъ такихъ разнородныхъ хозяйственныхъ раюновъ, что допускаетъ удивительное разнообразие пр1емовъ колонизащонной политики. Въ частности, въ южную поло­ вину рашна Мурманской железной дороги всего целесообразнее было бы организовать переселеше изъ такъ называемаго Полесья, т. е. губернш Минской, Гродненской, Могилевской, Виленской, се- верныхъ частей Юевской и Волынской, а также изъ Царства Поль- скаго, ПрибалтШскаго края и Литвы. Этотъ раюнъ въ последше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz