Зайцев, А. Ф. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере / А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов ; Всерос. земский союз. – Петроград : Типография "Правда", 1916. – 45 с.

метъ деятельность каждаго изъ важнейшихъ нашихъ внешнихъ сообщенш, въ особенности въ ближайпие после окончашя войны годы, сказать сейчасъ очень трудно. Валтшское и Черное моря страшно засорены минами. Разстановка минныхъ загражденш въ такихъ размерахъ, какъ это имеетъ место въ настоящую войну, явлеше еще небывалое въ исторш мореплавашя. Торговый флотъ всего M ip a понесъ и надо думать, еще понесетъ громацныя опусто- шешя въ своемъ составе. Морсюе пароходные фрахты непомерно возрастаютъ и въ н а ­ стоящее время уже сравнялись съ железнодорожными. Одновременно и параллельно съ ростомъ морскихъ фрахтовъ растутъ размеры премщ, взимаемыхъ страховыми учреждениями по страхован]'ю морскихъ торговыхъ судовъ. Наконецъ, на характере деятельности некоторыхъ изъ нашихъ портовъ можетъ отразиться разстройство, а местами и разрушеше железнодорожныхъ линш, связывающихъ ихъ съ центромъ страны. При такихъ условшхъ, естественно ожидать въ первое после войны время весьма слоягаой морской коммерческой конъюнктуры, которая можетъ оказаться очень благопр1ятной для расположеннаго на открытомъ, слабо за- соренномъ минами, океане Мурманскаго порта, пропускная способ­ ность котораго къ концу войны •старатями всехъ заинтересован- ныхъ ведомствъ, наверное, будетъ доведена до очень внушительныхъ размеровъ. Какова же будетъ та роль, которую призваны играть въ эко- номическомъ развитш Россш Мурманскш незамерзающш портъ и Мурманская железная дорога, обслуживающая притомъ еще целый рядъ западныхъ беломорскихъ портовъ? Для удовлетворительнаго суждешя по этому вопросу, строго говоря, имеется очень немного серьезно, обоенованныхъ статистико - экономическихъ матер!аловъ. Обыкновенно, когда возникалъ вопросъ о сооруженш новой железно­ дорожной магистрали и объ оборудованш въ конечномъ ея пункте новаго порта или даже о расширенш стараго, уже существующаго, соответствующ1е проекты становились предметомъ более или менее тщательныхъ экономическихъ изследованш, данныя которыхъ обсу­ ждались въ печати, въ различныхъ общественныхъ организащяхъ и, что самое существенное, вносились на разсмотреше компетентныхъ высшихъ правительственныхъ учрежденш, окончательно решавшихъ вопросъ о своевременности и экономической обоснованности пред- положенныхъ сооруженш.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz