Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

Количество заготовленных бревен для распи­ ловки на лесопильных заводах в г. Сороке. 15)21 - 22 1922—23 1923—24 1924—25 221.733 бревен. 179.322 „ 231.323 „ (S25.000 Помимо заготовки бревен для распиловки их на заводах, ежегодно загото влялось в этом же районе значительное количество дров. Весь пиловочный материал отправлялся на международный рынок. Интенсивный рост рыбной и лесной промышленности и в связи с этим обра­ зовавшийся сгусток населения в Сорокском районе породил значительные по­ требности в жилищном строительстве, и в городе Сороке в настоящее время ра­ ботают три кирпичны х завода. Началось та кже изготовление гончарных изделий и, наконец, организовано три рыбокоптильных завода; все это вместе взятое еще более укрепило экономическое положение района. В Сороку и ее окрестности за последние 2—3 года усиленно стали пере­ селяться крестьяне из других мест края. Высокая оплата труда и быстрая „на­ жива " на лове сельдей непрерывно толкали население к этому центру. Данные обследования показывают, что с 1-го января по 1-е июня 1925 года в городе Сороке вновь построено 56 домов, а -мно гие из старых подверг­ лись капитальному ремонту. В остальных селениях Сорокской волости - Саль- наволок, Ш иж н я , Выгостров, Олимпий—за это же время построено 39 новых до­ мов. Н ужно при этом отметить, что в 2,5 километрах от гор. Сороки на берегу Сорокской губы за последние годы в стихийном порядке образовался новый крупны й поселок в 50 дворов—Сальнаволок (свое название он получил от того, что здесь когда то рыбаки вытапливали сало морских живо тны х—белух). Коло­ нистами этого поселка явились карелы из Летнеконецкой, Тунгудской и других волостей Кемского и Ухтинского уездов. Энергичное передвижение местного населения, связанное с крупным ростом промышлености, свидетельствует о том, что в этом районе произошел большой сдвиг в экономике местного хозяйства. Рельсовый путь оказался тем передаточ­ ным ремнем, который привел в движение все отрасли хозяйства. То неподвиж­ ное состояние сельского хозяйства, которое было константировано в Выгозер- ском районе, здесь оказалось нарушенным . В целом ряде селений при обследо­ вании были отмечены прогрессивные изменения в строе сельского хозяйства. Образовавшийся крупный населеный пункт создал емкий рыно к для потребления. Появилась острая нужда в сельско-хозяйственных продуктах и, прежде всего, в молоке. Этого было достаточно, чтобы застывшие формы сельского хозяйства быстро начали перестраиваться; началось с увеличения количества молочного скота, а это, в свою очередь, вызвало реорганизацию на новых началах кормо­ вого вопроса. Д так как естественные сенокосные угодья были нацело уже использованы, то пришлось прибегнуть к мелиорации моховых болот и кустар­ ников. В ряде селений—Сорока, Сальнаволок, Ш иж н я , Выгостров, Матигора и друг, за последние три года крестьяне провели сравнительно кр упн ую мелиора­ тивную работу по осушке моховых болот и заболоченных пространств; каждый 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz