Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.
Население Летнеконецкой и Тунгудской волостей, будучи удаленным от экономического центра (Сороки), за последнее время стремится переселиться ближе к железной дороге и рыбным промыслам. Причину этого явления нужно искать в крайне плохих путях сообщения; летом даже заработанный на промы слах хлеб лишь с большим трудом удается доставить в деревню. В Ш уезерском районе основным занятием населения являются рыбные и лесные промысла, но и сельское хозяйство —возделывание зерновых культур, луговодство и скотоводство —все же играет некоторую роль в строении кре стьянского бюджета. в) Сорокский район. Переходя к характеристике Сорокского района, расположенного полуколь цом вокруг города Сороки, прежде всего приходится отметить, что здесь есте ственно-географические условия для сельского хозяйства сложились менее бла гоприятно, чем в первых двух районах; однако, и здесь луговодство и молочное хозяйство могут развиться удовлетворительно. Что же касается экономической характеристики этого района, то последний в этом отношении крайне выгодно отличается от Выгозерского. Здесь железная дорога прошла вблизи крупно го промышленного центра—гор. Сороки. Послед ний, будучи расположен при впадении реки Выга в Сорокскую губу Белого моря, издавна славился своими рыбными богатствами; здесь в значительных раз мерах развились рыбные промысла—семужий, сельдяной и тресковый— отхожий на Мурманское побережье. „Сороцкая деревня", ка к раньше назывался тепе решний город Сорока, возникла одна из первых на беломорском побережьи —в XIV веке. С давних пор рыбные богатства манили к себе колонистов. Новго родцы — уш куй ни ки шли сюда за добычей ценной рыбы и пушного зверя, и гонимые старообрядцы находили себе здесь в лесах приют. Однако, несмотря на богатство этого края и близость его к морю, Сороцкая деревня до самого последнего времени развивалась очень слабо. Оторванность ее от внутреннего экономического центра создавала непреодолимую преграду в развитии всего края. Даже постройка в Сороке лесопильных заводов в 70-х годах, усилив этот местный промышленный центр, не дала все же большого оживления всему району. И только теперь, когда Сорока с ее рыбными богатствами и с развитой лесной промышленностью соединилась с одной стороны рельсовыми путями с рынками всего Союза ССР и с другой— морским путем с Западно-Европейскими Рынками, мы наблюдаем быстрый рост населения и промышленности. Сороцкая Деревня в 1865 году имела 79 дворов с населением в количестве 456 человек. Перед войной, до постройки железной дороги, численность населения равнялась 1.560 жителям. В настоящее же время общее число населения составляет около 6.500 человек. Д виж ущ ей силой столь быстрого роста населения были рыбные промысла и концентрированная лесная промышленность. По данным статистики перевозок Мурманской жел. дороги за 1923—24 год из Сороки отправлено 1.672 тонны рыбы, а из всего района С орока—Кандалакша за то же время вывезено 3.500 тонн рыбы . За указанный переиод времени на ст. Сороку прибыло около 7.440 тонн хлеба. В 1924—25 г. с той же станции вывезено рыбной продукции 4.813,5 тонны. Лесная промышленность имеет весьма крупное значение в экономике ме стного хозяйства. Об этом свидетельствуют нижеприводимые данные:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz