Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

По данным , например, сельско-хозяйственной опытной станции Летепсуа, расположенной на широте средней части колони зационного отвода и в почти одинаковы х с нею физико-географических условиях, наибольший урожай сена в среднем за девять лет (с 1910 по 1918 год) был получен при глубине осушителей в 0,5 метра при расстоянии между ними в 20 метров. По этим же данным видно, что увеличение глубины канав действует вредно и резко понижает урож аи. Так, например, с участка, где глубина осушителей бы ­ ла доведена до 1 метра при расстоянии между ними в 20 метров, средний за де­ вять лет, урожай сена получился в 6.131 килогр.; с участков же, где расстояние между осушителями было такое же, но глубина канав была 0,5 метра, средний урожай сена за те же годы был 8.931 кил огр. с гектара. Увеличение глубины канав понизило урожай на 31 % . Увеличение расстояний между канавами сравнительно мало отражается на урожайности. При глубине канав в 0,5 метра, но при расстоянии между канавами в 30 метров за те же девять лет урожай получился в 8.425 килограм. т. е. ниже урожая, полученно го с участков, на которых глубина канав была та же, но рас­ стояние между ними 20 метров,— всего лиш ь на 5% . При постройке осушителей на колонизационном отводе расстояния между ними брались, в зависимости от свойства осушаемых болот, в 20, 40, 60, 80, а на некоторых участах - в 100 и 120 метров. В последних случаях работы носи­ ли опытный характер. Если при наблюдениях в течение лета 1926 года будет установлено, что на этих участках грунтовые воды, несмотря на увеличенное расстояние между осушителями, опустятся в средних частях осушаемых полос на 0,3 - 0,5 метра, то необходимо будет признать опыт удавшимся и болото пригодным для куль ­ туры; если же не удастся достаточно снизить грунтовые воды и болото о ка ­ жется не доосушенным, степень осуш ки легко может быть увеличена путем постройки промежуточных канав. Увеличение расстояний между осушителями до возможного предела может дать большую экономию денежных средств, так как каждый погонный метр осушителей в среднем требует выемки земли в к о ­ личестве около 0,4 кубич. метра. При постройке осушителей среднее сечение их было принято следующее: ширина по дну 0,35 метра, глубина 0,80 метра, а откосы в зависимости от проч ­ ности грунта— 11 / 2 или I 1 <; уклоны осушителям давались те же. что и магистраль­ ным канавам. Осушители по отношению к магистрали прокладывались, в зависимости от рельефа, под углом от 45° до 67°, а в исключительных случаях до 90°. Особой осторожности требует вопрос о глубине канав. С одной стороны представляется заманчивым возможно скорее получить вполне осушенные пло ­ щади, с другой стороны увеличение глубины канав влечет за собой повышение стоимости расходов по осуш ке болот; так, например, увеличение глубины всей осушительной сети на 10 сентиметров удорожает работы в среднем на 8 руб ­ лей на гектар; кроме того, опыты культуры болот в Финляндии указывают, что увеличение глубины канав часто приводит к понижению урожайности. Средняя глубина осушителей при работах отчетного года была принята, как уже у ка ­ зано, в 0,8 метра. Всего за отчетный год осушители построены общим протяжением 25.654 метров, емкостью в 10.278 куб. метра. При осуш ке болот, расположенных между песчано-валунными гривами, не Ред:;о с обильными выходами ключей с боков грив, первоочередной задачей' после постройки магистрали являлась обязательная постройка нагорных канав, перехватывающих грунтовые воды, поступающие на болота. Без таких нагорных канав в местных условиях дэже самая частая сеть осушителей не может спасти осушаемого участка от дальнейшего заболачивания- 2* 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz