Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

Работы производились в районах раз'езда № 12, ст. Сегежа, раз. Надвой- цы, раз. № 29, раз. № 65 река Белая, ст. Лоухи, раз. Кереть, ст. ст. Хибины и Мурманск, причем в районах ра'ездов № 12, 29 и Надвойцы и ст. ст. Хибины и Мурманск произведены только изыскания, а в остальных районах производи­ лись и земляные работы. Мелиоративные изыскания произведены в отчетном году на площади 5.012,15 гектаров на 3.012 гект. больше, чем было намечено по плану работ. Такое форсирование изыскательных работ объясняется необходимостью со ­ ставления проектов осушительных работ не только на следующий год, но и на целый ряд лет, чтобы вести эту работу с достаточной планомерностью. После ре ко гносц ировочно го обследования производилась подробная съемка, нивелировка и зондировка болота, для чего на каждом болоте разбивался магист­ ральный ход с пикетами через 100 метров и разбивкой поперечни ко в на каждом пикете, обы чно перпендикулярно к магистрали, с руб кою леса, провешиванием и измерением линий лентою . Зондировка болот буром проф . Сухачева производилась на каждом пикете продольных и поперечных линий. Почвенно-ботаническое изучение болот произведено особой партией, про­ изводивш ей кол они зационны е обследования. Н ивелировочные ходы увязывались с отметками уровня моря через желез­ нодорожны е репера. Увязка магистралей достигалась двойной нивелировкой, а по перечни ко в или нивелировкой замкнутым полигоном или также двойной ни ­ велировкой. Особенности орографических условий и сложность конфигурации болот вы­ зывали при изысканиях затрату рабочей силы на единицу площади съемки в 2—3 раза большую чем в обычных условиях работы на болотах со спокойным рельефом. Болота на колонизуемой территории почти всегда представляют со­ бой корыто-образные узкие впадины, ширина которых редко превышает 450—650 метров, и рядом водоразделов расчленяются на отдельные небольшие площади, имеющие самостоятельные выходы к водоприемникам. Багодаря этому каждый болотный массив может быть подвергнут осушке частями, причем к а ж ­ дая такая часть должна иметь совершенно самостоятельную осушительную сеть, не требуя постройки дорого стоящей магистральной канавы большого сечения. Малая ширина болот облегчает и удешевляет обработку осушеннего боло­ та песком, из которого по преимуществу и состоят гривы (сельги), окаймляю ­ щие выбираемые для осуш ки участки болота. Прежде чем приступить к постройке новых магистральных канав и осуши ­ телей, в отчетном 1924—25 г. был произведен тщательный осмотр работ пре­ дыдущего года, чтобы учесть результаты и не повторить ошибок, если та ко ­ вые будут обнаружены . При осмотре канав, построенных в 1923 году, оказалось, что все они бы ­ ли в целости и работали удовлетворительно; рабочий слой воды в них в пер­ вых числах июня, т. е. вскоре после того, ка к сошел снег, колебался от 3-х до 6-ти сантиметров; из числа 35 построенных за 1923—24 г. перепадов потребо­ вали небольшого ремонта только три перепада. М ожно признать, что единственной ошибкой, допущенной при осушитель­ ных работах 1923—1924 года, является неправильный способ снижения водного горизонта небольшого озерка, расположенного среди 1-го западного болота в районе ст. Сегежа— не путем постройки обходной вилки, а непосредстренно магистральной канавой; вследствие этого магистральная канава заплыла и ста­ ла плохо работать, что и вызвало необходимость в дополнительной постройке обходной вилки. Построенные в 1923— 1924 году магистральные канавы сделали свое дело. Горф на всех болотах уплотнился и осел на 15—25 процентов, так что даже на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz