Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.
Работы производились в районах раз'езда № 12, ст. Сегежа, раз. Надвой- цы, раз. № 29, раз. № 65 река Белая, ст. Лоухи, раз. Кереть, ст. ст. Хибины и Мурманск, причем в районах ра'ездов № 12, 29 и Надвойцы и ст. ст. Хибины и Мурманск произведены только изыскания, а в остальных районах производи лись и земляные работы. Мелиоративные изыскания произведены в отчетном году на площади 5.012,15 гектаров на 3.012 гект. больше, чем было намечено по плану работ. Такое форсирование изыскательных работ объясняется необходимостью со ставления проектов осушительных работ не только на следующий год, но и на целый ряд лет, чтобы вести эту работу с достаточной планомерностью. После ре ко гносц ировочно го обследования производилась подробная съемка, нивелировка и зондировка болота, для чего на каждом болоте разбивался магист ральный ход с пикетами через 100 метров и разбивкой поперечни ко в на каждом пикете, обы чно перпендикулярно к магистрали, с руб кою леса, провешиванием и измерением линий лентою . Зондировка болот буром проф . Сухачева производилась на каждом пикете продольных и поперечных линий. Почвенно-ботаническое изучение болот произведено особой партией, про изводивш ей кол они зационны е обследования. Н ивелировочные ходы увязывались с отметками уровня моря через желез нодорожны е репера. Увязка магистралей достигалась двойной нивелировкой, а по перечни ко в или нивелировкой замкнутым полигоном или также двойной ни велировкой. Особенности орографических условий и сложность конфигурации болот вы зывали при изысканиях затрату рабочей силы на единицу площади съемки в 2—3 раза большую чем в обычных условиях работы на болотах со спокойным рельефом. Болота на колонизуемой территории почти всегда представляют со бой корыто-образные узкие впадины, ширина которых редко превышает 450—650 метров, и рядом водоразделов расчленяются на отдельные небольшие площади, имеющие самостоятельные выходы к водоприемникам. Багодаря этому каждый болотный массив может быть подвергнут осушке частями, причем к а ж дая такая часть должна иметь совершенно самостоятельную осушительную сеть, не требуя постройки дорого стоящей магистральной канавы большого сечения. Малая ширина болот облегчает и удешевляет обработку осушеннего боло та песком, из которого по преимуществу и состоят гривы (сельги), окаймляю щие выбираемые для осуш ки участки болота. Прежде чем приступить к постройке новых магистральных канав и осуши телей, в отчетном 1924—25 г. был произведен тщательный осмотр работ пре дыдущего года, чтобы учесть результаты и не повторить ошибок, если та ко вые будут обнаружены . При осмотре канав, построенных в 1923 году, оказалось, что все они бы ли в целости и работали удовлетворительно; рабочий слой воды в них в пер вых числах июня, т. е. вскоре после того, ка к сошел снег, колебался от 3-х до 6-ти сантиметров; из числа 35 построенных за 1923—24 г. перепадов потребо вали небольшого ремонта только три перепада. М ожно признать, что единственной ошибкой, допущенной при осушитель ных работах 1923—1924 года, является неправильный способ снижения водного горизонта небольшого озерка, расположенного среди 1-го западного болота в районе ст. Сегежа— не путем постройки обходной вилки, а непосредстренно магистральной канавой; вследствие этого магистральная канава заплыла и ста ла плохо работать, что и вызвало необходимость в дополнительной постройке обходной вилки. Построенные в 1923— 1924 году магистральные канавы сделали свое дело. Горф на всех болотах уплотнился и осел на 15—25 процентов, так что даже на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz