Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

циальные работы по выравниванию поверхности. Значительная кислотность торфяного горизонта большинства болот потребует усиленного известкования. F качестве минерализирующего материала на осушенных болотах можно с боль шим успехом применять находящиеся рядом глину и песок в количестве от 10-12 кб. саж. на гектар. Также весьма целесообразно внесение на поверхность о су ­ шенного болота древесной золы и, в качестве фосфорно-кислого удобрения, тг масшлака в количестве 320—480 кгр. на гектар. Безусловно в первую очере, могли бы быть осушены и использованы болога, находящиеся в прижелезк дорожной полосе и в районе 29-го разъезда, так ка к болота в районе послед­ него лучшего качества и здесь же поблизости расположены довольно значи ­ тельные участки торфяно-глинистых и глинистых почв. Из минеральных почв наибольшее практическое значение имеют тор ­ фяно-глинистые и глинистые почвы, требующие сложной мелиорации, сво­ дящейся к выкорчевке леса и иногда к незначительной осушке. Как по ка ­ зывают примеры, расчистки на глинистых и торфяно-глинистых почвах дают весьма хорошие результаты и такие почвы могут быть использованы под л у ­ говые угодья и огородные культуры с внесением навозного удобрения из р а ­ счета 30 тонн на гектар. Почвы торфяно-глинистые, с торфяным горизонтом, более мощным и мало разложившимся, нуждаются в известковании. У берега моря, вследствие засоленности глинистых почв, возможно их использование лишь под луговые травы, переносящие значительную солонцеватость почвы. Засолен­ ность глинистых и торфяно-глинистых почв в районе, отстоящем от моря, не так велика, и соли, находящиеся в материнской породе, не могут оказать особо вредного влияния на культурную растительность. Участки глинистой и торфяно­ глинистой почвы могли бы быть использованы в первую очередь в районе, доступном для сообщения, а именно, по берегам рек и ручьев близ железной дороги. Участки, занятые лесом с торфяно-глинистой почвой, расположенные в устье реки Ш у и и в некоторых местах недалеко от берега моря и на западном берегу Ш уеострова, могли бы быть отмечены, к а к пригодные для целей сель­ ско-хозяйственного использования. Значительные участки глинистой и торфяно-глинистой почвы находятся в районе, почти недоступном в настоящее время из-за отсутствия дорог. Прихо­ дится та кже учитывать, что не все глинистые и торфяно-глинистые почвы годны к использованию, вследствие неблагоприятного рельефа. С другой стороны уни ч ­ тожение товарного леса для расчистки вышеупомянутых почв под сельско-хо- зяйственные угодья не всегда может быть экономически выгодным. Распространение торфяно-подзолистых и песчано-подзолистых почв в рай ­ оне легко доступном не велико и большого практического значения эти почвы иметь не могут. Кроме того, культура песчано-подзолистых (выщелоченных) почв требует значительного количества удобрения. Почвы торфяно-подзолистые (пес­ чаные) по своим свойствам несколько лучшие, но нуждаются в большинстве случаев в несложной осушке. Каменисто-подзолистые и торфяно-каменистые почвы, хотя и занимают дс • вольно значительную площадь, но почти ни ка ко го хозяйственного значения ь имеют. Таким образом, возможность создания на осушенных болотах и на нек торы х минеральных почвах сенокосных угодий делает возможным организаци здесь, главным образом, молочного хозяйства. Близость растущего рынка гор да Сороки, а та кже города Кеми делает район особо благоприятным для ве/ ния не только потребительского хозяйства, но и товарного, может быть, др 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz