Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

развитием, кроме осок и сфагнума трифоля (Menyanthes trifo lia ta ). Комплексные (с мочажинами) болота переходного типа такж е ипеют небольшое распростра­ нение . Травяные болота в районе настолько редки и площади, занятые ими, так незначительны , что останавливаться на них мы не будем. Таким образом, наибольшее распространение в районе имеют комплексные сфагново-трихофоровые болота с редкой сосной и со значительным развитием по кочкам ягеля. На втором месте стоят болота не комплексные сфагново-пуши- цевые и сфагново-трихофоровые; незначительная часть пространства (около 1°/о) занята сфагново-осоковыми болотами; травяных болот в районе почти нет. Интересный пример образования на месте сфагнового болота сенокосного угодья мы находим у станции Ш уерец кой , где в результате дренирующего действия железнодорожной канавы, вырытой девять лет тому назад, развился злаково-осоковый луг. Осушительное действие канавы оказано влияние на полосу в 300 —350 метров шириной . На образовавшемся лугу прообладает щучка (Deschampsia caespitosa), мятлик (Роа sp.), душистый колосок (Rn thoxan thum odo- patum), некоторые осоки (Carex ampullacea, С. limosa и др.), ситник (Juncus sp.), морошка и другие. Из мхов преобладают P leurozium Schreberi, Polytrichum sp. и H ylocom ium p ro life rum . Местами луг пересекают полоски березняка с редкими сосенками, можевельником и карликовой березкой. В травяном покрове— багульник, морош ка, голубика, водяника и др. В моховом покрове преобладает сфагнум. За лугом тянется сфагновое болото. В то время к а к на прилежащем сфогновом болоте верхний слой торфа до 50 см. сфагновый слабо разложившийся, на осушенном участке сфагновый торф на глубину 45 см. уже подвергся некоторому разложению , а местами даже хорошо разложился и принял темно-бурый цвет. За этим горизонтом следует до 150 см. мало разложившийся сфагново-пущи- цевый торф, желто-бураго цвета. Следовательно, за 9 лет верхний спой торфа, на глубину 45 см., подвергся уже значительному разложению и сфагнум сменила осоково-злаковая растительность с гипновыми мхами. Безусловно, утаптывание болота, пастьба скота и случайные удобрения, выбрасываемые с полотна жел. дор., повлияли на смену растительности. Ввиду того, что болота, прилегающие к линии железной дороги, могли бы быть использованы для целей мелиорации в первую очередь, на них обращалось во время работ больше внимания с целью изучить не только их современную растительность, но и стратиграфию . Произведенные бурения дали следующие результаты: глубина прижелезнодорожн-ых болот в районе ст. Ш уерец кой не превышает 150 см., но, по мере удаления вглубь материка, в общем увеличи­ вается. Так например, в 7 килм. от берега моря по направлению с востока на запад к карьеру Ш усельга глубина болота достигает 3—4 метров. Болота залегают чаще всего на зеленовато-серой морской глине, на песчано-вэлунном материале или на выходах коренных пород. Болота района ст. Ш уерец кой характеризуются мало разложившимся сфагновым торфом почти на всю глубину разрезов, очень кислым (PH 4,09—4,70), и эта кислотность мало изменяется по горизонтам. Зольность в верхних горизонтах сфагнового торфа 1,40— 1,88и/0. С глубиной нередко зольность увеличивается в зависимости от изменения ботани ­ ческого состава торфа, достигая 4,50°/0. Болота 29 го разъезда залегают на тех же породах, что и Ш уерец кие , но глубина их несколько больше и достигает до 250 см. Остановимся на описании болота переходного типа (Herbosphagnetum c a ri­ cosum ). На глубине 50 см. средне разложивш ийся осоково-трихоф оровый торф. Зольность 8,77"и и PH 4,37. На глубине 100 см. торф сильно разложивш ийся сфаг- 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz