Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

той и слабо изрезанный , правый может быть пологим и резко извилистым, и наоборот. В общем же можно сказать, что на всем протяжении реки в 50 клм. левый берег ее более пологий и низкий, чем правый, что объясняется, быть м о ­ жет, отчасти неоднородностью пород, слагающих эти берега (река Вы г проте­ кает на границе более древних гнейсов и пород олонецкого типа), а отчасти гипотезой Бэра для рек, протекающих меридионально в северном полушарии. Надо отметить, что в некоторых участках реки правый ее берег заметно тер­ расовиден, как, например, против порогов Маткожня и несколько выше устья Войно-ручья, образуя две и иногда три террасы. Многие острова и пониженные участки берегов реки затопляются весен­ ней водой. Вытекая из озера Выгозера и образуя здесь водопад Надзэицкий и далее Ш аваньские пороги, Северный Вы г затем имеет довольно спокойное и ровное течение вплоть до дер. Крестовой, начиная от которой оно нарушается целым рядом порогов, образованных выходами коренных пород и расположен­ ных друг от друга на различных расстояниях. Перед порогами течение обычно замедляется, падение становится минимальным, русло реки расширяется иногда значительно, образуя плесы и ламбины (перед порогами Маткожня, Золотец, Чабод), но в самых порогах картина резко меняется: скопляющаяся перед ними вода с ревом перекатывается через каменистые глыбы и валуны более узкого в этом месте русла реки, достигая максимальных падения и скоростей, умень­ шающихся постепенно по мере удаления от порогов. Для характеристики не ­ равномерности течения реки в безпорожистых и порожистых участках можно привести следующие приблизительные цифры: в то время ка к в первых тече­ ние достигает максимум 0,7 mt/sec., в порогах оно нередко выражается в 2,0 mt/sec.; например, наиболее значительный порог Маткожня, имеет в конце „ н и ж ­ ней головы " на протяжении 340 метров падение 4,07 метр., а на протяжении последних 165 метр. —падение 3, 22 метр.*) Из наиболее значительных порогов этого участка реки следует отметить пороги „М а ткож ня " около выселка Соснов- ца, затем— „С о п р у кш а ", „Золотец " ,„Ч абод " и „Р усский " между сел. Выгостровом и гор. Сорокой, бурное и сильное течение которых исключает всякую возмож ­ ность водного сообщения по ним даже на лодках. Однако, служа трудно пре ­ одолимым препятствием для безпрерывного сообщения по Выгу, эти пороги таят в себе весьма значительный запас гидроэнергии. Начиная от села Выгостров' и ниже, до самого моря, река образует много рукавов (до 40, откуда и название города „С оро ка "), та кже протекающих по каменистому руслу и образующих значительное число порогов. Из этих рукавов особенно значительный рукав Ш иж н я . В самом городе Сорока некоторые поро ­ ги могут быть использованы для небольшой гидроустановки. К особенностям реки необходимо отнести малое содержание взмученных в воде минеральных частиц; причиной этого является каменистое ложе реки и каменистые берега ее. Благодаря этому река образует своеобразную дельту, резко отличную от дельт южны х рек Союза, та к ка к острова этой дельты сло­ жены не из наносов, а из коренных пород. Несмотря на свою порожистость, Северный Вы г является главной сплавной Рекой, по которой каждый год несколько сот тысяч бревен строевого леса до­ ставляется на лесопильные заводы гор. Сороки. Речки Летняя и Вуда, впадающие с левой стороны в реку Выг, имеют северо-восточное направление; ширина их в среднем до 20 метров; пер *) Нивелировка наша 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz