Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

нятым в современной геологии методам. При этих исследованиях, кроме описа­ ний, зарисовок и фотографирования обнажений, собирались коллекции горных пород и минералов для камерального изучения. В задачу ботанических исследований, кроме обычных описаний, входила качественная оценка кормовых площадей, а та кже стратиграфия болот и их ха­ рактеристика по растительным ассоциациям. Гидрологические исследования за­ ключались в маршрутном описании свойств рек, речек, озер и др. водоемов, при чем главное внимание обращалось на возможность сплава леса по рекам. Поч­ венные исследования состояли в морфологическом описании почвенных типов и разностей и их сельско-хозяйственной характеристики. Всякое географическое наблюдение должно быть привязано к карте, поэто­ му от качества картографического материала исследованных районов в значи­ тельной степени зависит точность и цельность собранного материала. Существую­ щий картографический материал по Карело-Мурманскому краю весьма скуден: кроме весьма схематической десяти-верстной карты изд. Главного Ш таба и ста­ рых планов некоторых лесных дач—других материалов почти нет. Поэтому приш­ лось организовать маршрутную топографическую съемку одновременно со всеми другими работами. В результате этих работ составлены карты в масштабе 5 сант.=1 килом., на которые и нанесены результаты камеральной обработки собранных материалов. Обследовательская партия была снабжена фотографическими принадлеж­ ностями и разборной фотографической лабораторией. За время полевых работ сделано 250 снимков—все они проявлены на месте работ в походной лабора­ тории. Принимая во внимание сложные и разносторонние задания партии, при ее организации было обращено особое внимание на квалификацию приглашаемых сотрудников. К моменту выезда на работу исследовательская партии была сформирована следующим образом: 1. Начальник партии—старший производитель работ —а гроном -п очвовед (К. Ф- Маляревский). Два его п о м ощ н и ка—производители работ. 2. Я гроном -почвовед (М. Ф,- Розен). 3. Ягроном-землеустроитель (И. С. Васильев). Т е х н и к и : 4. А гроном -химик (Ю. Я. Ливеровский). 5. Я гроном -почвовед (Я. П. Филинцев). 6. Ботаник (консерватор Гл. Ботанического Сада Ю . Д. Цинзерлинг). 7. Топограф (R. Н. Будищев). 8. Фотограф (Г. Я. Ш рейбер). Кроме того, в помощ ь специалистам были п р и ком ан д и ро ваны три студент3' исполнявш ие обязанности младших техников. Для работы партии и жилья был предоставлен на весь сезон полевых ра_ бот отдельный жесткий классный вагон, который все время передвигался по линии, следуя за партией. Вагон служил препаровочной, лабораторией и скла­ дом для продовольствия и собираемых коллекций, передвигалась же партия во время работ, главным образом, пешком, или, где это было возможным, на лоД' ках, ночуя в палатках, шалашах, вежах, а иногда и под откры тым небом. Самая р а б о т а была организована следующим о б р а з о м : партия р а з д е л я л а с ь на три, а иногда на четыре отдельных отряда. Каждый отряд состоял из двух спе циалистов и там, где это было возможно, еще и одного или двух рабочих для пе реноски инструментов и образцов почв, рытья ям, зачистки об наж ений и про ■ Ежедневно каждый отряд получал сомостоятельное задание и о п р е д е л е н н а маршрут. Из временного лагеря все отряды расходились в разные стороны и с* дились в заранее намеченном месте, куда тем временем переносился л а г е р ь - этого лагеря снова все расходились в разные стороны , собирались на н о в о м и 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz