Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

I V Колонизационные обследования территории, отведенной Мурманской ж. д. Составил К. Ф. Маляревский. 1. Метод и организация работы. Произведенные летом 1925 года Колонизационным Отделом Правления Мурманской железной дороги работы по физико-географическому изучению от­ веденной дороге территории имели своей целью изыскание земельных площа­ дей, пригодных для заселения. Эти работы являются продолжением обследований, начатых в 1924 году, с той лишь, однако, разницей, что в 1925 году обследования охватили большую площадь и велись с большей детализацией. При выполнении работы был применен комплексный метод, состоящий в почвенных, ботанических, геологических, минералогических и гидрологических ис­ следованиях, сосредоточенных в одной партии и ведущихся в одном и том же ме­ сте параллельно и одновременно. Почвенные исследования велись с наибольшей Детализацией на участках, пригодных для колонизации и не требующих для ихсель- ско-хозяйственного использования сложных мелиоративных работ. В этих случаях Для более точной сельско-хозяйственной характеристики минеральных (незаболо­ ченных) почв в поле применялся новейший американский метод Кларка и Лепса, состоящий в определении „реа кционны х чисел" (кислотности) при помощи стан­ дартной ш калы индикаторных растворов Тренеля, помещенной в особо скон ­ струированный компаратор. Этот метод дал возможность не только быстро и точно выяснить реакцию почвенных растворов (кислотность и щелочность) на ^есте, но и определять количественно с достаточной для практики точностью потребность почв в известковании. Для почв болотного типа этот метод оказал­ ся неприменимым, та к ка к водные вытяжки всегда оказывались окрашенными Г|ерегнойными веществами и реакцию колорометрическим методом определить Не Удавалось. Для более сложных определений в тех случаях, когда необходимо было анализировать образцы почв в свежем состоянии, была оборудована ла­ боратория полустационарного типа, помещавшаяся в рабочем вагоне партии. В Неи производились исследования лишь при длительных стоянках на станциях. Геологические и гео-морфологические исследования состояли в изучении • есгественных и искусственных (жел. дор. карьеры ) обнажений по обычным, при- 8 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz