Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

81 развитіе хозяйства страны по опредѣленному плану. Многолѣтній опытъ прошлаго доказалъ полную несостоятельность частной иниціативы въ раз- витіи Сѣвера, который можно привести въ движеніе только однимъ сильнымъ рычагомъ просвѣщенной правительственной власти и совершенно безполезно ковырять въ различныхъ направленіяхъ разрозненными и ничтожными уси­ лиями частныхъ лидъ. Не должно также упускать изъ виду и необыкновенной быстроты СО’ временнаго развитія обще-человѣческой культуры, въ соотвѣтствіи съ кото­ рой малая постепенность прежнихъ мѣръ для поднятія какой-либо отрасли промышленности въ настоящее время почти не пригодна, особенно при на­ шей отсталости и инертности въ хозяйственныхъ дѣлахъ. Р анѣ е было упомянуто, что въ Архангельской губерніи нѣтъ никакого учрежденія, на обязанности котораго непосредственно лежали бы всестороннія заботы о развитіи хозяйства страны; такія учрежденія необходимо основать, въ видѣ-ли отдѣльныхъ комитетовъ по морскимъ промысламъ и по внутреннему хозяйству Кемскаго и Кольскаго уѣздовъ, или въ другой какой формѣ. Во всемъ Заонежьѣ числится всего 6 5 .0 0 0 душъ обоего пола Ь9). Такая отсталость въ численности населенія сама собою уже указываетъ на безсиліе мѣстныхъ жителей овладѣть культурой страны безъ наплыва внѣш- нихъ силъ, которыя могутъ быть привлечены сюда только особою инціативою правительства. Правительство давно уже сознаетъ необходимость такого привлеченія людей въ этотъ край и съ этою цѣлью даровало особыя льготы колонистамъ, но мѣра эта далеко недостаточна; кромѣ того, она можетъ привести и даже ведетъ уже къ результатамъ вовсе нежелательнымъ. Русскому человѣку не свойственно селиться по глухимъ мѣстамъ, въ одиночку, а потому коло­ нистами являются здѣсь тѣ, кому такое носеленіе приходится какъ разъ по душѣ, преимущественно норвежцы и финны, т. е., элементы чуждые, вол­ нуемые идеями сепаратизма. А это еще болѣе поощряетъ финляндцевъ смотрѣть на русскую Лап- ландію, какъ на свою „Похьола“ , стремленія въ которую у нихъ какъ бы освящены ихъ Калевалою в0). Даже въ настоящее время замечается уже по всѣмъ направленіямъ такое стремленіе сюда финляндцевъ,— своего рода скрытый яD rang nach O sten", и, если правительство желаетъ сохранить Кольскій полуостровъ и Кемскій уѣздъ за русскимъ племенемъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ оставить ему симпатіи всего корельскаго населения и не подвергать опасности православія послѣдняго, то для одного этого уже необходимы, какъ постройка желѣзной дороги, такъ и поднятіе края сильными экономи­ ческими мѣрами. А для этого намъ прежде всего надо отрѣшиться отъ ложныхъ, закоснѣлыхъ взглядовъ на нашъ Сѣверъ. 5S) Экономическое значеніе Бѣломорскаго канала. Составлено Н. А. Крыловымъ. Изданіе Олон. губ. земства, подъ ред. предсѣд. губ. зем. упр. В. В. Савельева 1889 г. стр. 29. Населеніе Заонежскаго края 1889 г, числилось: Въ Ловѣнедкомъ Уѣздѣ . . . муж. пола 12.864 жен. п о іа 13.887=всего 26.751 Въ Кемскомъ и Кольекомъ „ 18.748 „ 2 0 .2 1 5 = „ 38.963 Итого муж. пола 31.612 жен. пол. 34.102--=:всего 65.714 ,J°) Ф янскій народный эиосъ на почвѣ шаманства съ героями—представителями осо­ бенностей народнаго характера, подобными богатьтрлмъ нашихъ былинъ. ■ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz