Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

ходство, но для этого необходимо прежде всего основать въ Архангельске заводъ для постройки пароходовъ. Съ сооруженіеыъ Пермь-Котласской же­ лезной дороги это представляется вполнѣ осуществимымъ и выгоднымъ. Въ числе пассажировъ „Ломоносова “ находился одинъ ижемецъ, отъ котораго мы узнали некоторая интересная подробности о его сородичахъ, недавно перекочевавшихъ въ сѣверную часть Кольскаго полуострова съ реки Ижмы въ числе 70 душъ и съ 1 0 .0 0 0 оленей. Онъ сообщилъ намъ, что на Кольскомъ полуострове кочевки несравненно лучше,, чѣмъ въ восточныхъ тундрахъ. Здесь приходится перегонять стада оленей не болѣе какъ на 1 0 0— 2 0 0 верстъ, тогда какъ тамъ дѣлаютъ переходы въ 1 .0 0 0 верстъ и более. Елиматъ здесь гораздо мягче" и ровнее, насекомыхъ значительно меньше. 'Переселиться могли только люди состоятельные, большинство же населенія по ИжагЬ живетъ въ крайней бедности. Все принадлежащія иыъ стада оленей ходятъ за пастухами, у которыхъ для управленія стадомъ имеются пріученыя собаки. Рабочіе у нихъ также съ Ижмы, потому, будто бы, что лопари считаютъ для себя за срамъ находиться у кого нибудь въ услуженіи за деньги. Н а право кочевки ижемцы заручились согласіемъ ло­ парей, но начальство только недавно рѣшилось утвердить эту сделку. Другіе мне передавали, что при этомъ существовали опасенія, чтобы энергичные ижемцы (зыряне) не разорили инертныхъ лопарей, подобно тому, какъ это случилось будто бы съ самоедами. Желая избѣжать проволочки времени и трудности перевозки оленьяго мяса въ Петербургъ обычнымъ зимнимъ путемъ черезъ Княжую и Улеаборгъ, ижемцы рѣшили завести сношенія съ норвежскими купцами и предложить имъ прислать зимою въ становище Рынду пароходъ за оленьимъ мясомъ, которое они заготовятъ тамъ къ определенному сроку, и произвести съ ними расчета за это мясо въ Рынде же. Собеседникъ нашъ былъ тотъ посолъ, котораго ижемцы командировали для переговоровъ съ норвежскими купцами; теперь онъ возвращался съ согласіемъ купцовъ на ихъ предло- женіе, съ однимъ условіемъ, чтобы партія мяса была пе менее 1 .5 0 0 пуд. Имея 1 0 -0 0 0 оленей, ижемцы не затруднятся выполнить послѣднее условіе. Чтобы получить отъ оленьихъ щкуръ сравнительно большую выгоду, они выписали себѣ изъ Москвы двухъ мастеровъ-инструкторовъ для выделки замши и надеются завести у себя этотъ родъ промышленности. Оленью шерсть они выдѣлывать не намерены и будутъ продавать ее въ сыромъ, грязномъ виде. Кольскій полуостровъ въ состояніи прокормить не десятки, а сотни тысячъ оленей и оленеводство по системе ижемцевъ достойно всякаго поощренія. Оно могло бы явиться здесь солидною отраслью промышленности и торговли, осо­ бенно при санитарномъ надзоре и некоторыхъ усовершенствованіяхъ, напр., при соответственной защитѣ животныхъ отъ насекомыхъ и т. п. Желѣзная дорога къ сѣверному океану проектируется въ видахъ со- оруженія тамъ военнаго и торговаго портовъ, но она должна поднять и весь северный край, развитіе котораго въ свою очередь не мало будетъ способствовать ея доходности. Частная предпріимчивость не въ состояпіи была бы соорудить и экс- плоатировать эту железную дорогу, равно какъ и другіе необходимые пути сообщенія въ безлюдномъ кра е, точно также ей не подъ силу будетъ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz