Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

На Кольскомъ полуостровѣ>:). ]). А. Риппаса. С о д е р ж а н і е : §1. Введеніе.—§ 2. Крестовая гора и ея окрестности.—§ В С. Кандалакша.— § 4. Р. Н и в а .-§ 5. Лопари.—§ 6. Оз. Имандра,—§ 7. Оплата труда на Кольскомъ нолу- островѣ.—§ 8. Водораздѣлъ Бѣлаго моря и Сѣвернаго Ледовитаго океана.—§ 9. Г. Кола.— § 10. Р. Тулома.—§ 11. Кольская губа.—§ 12. Екатеринпнская гавань,—§ 13. Обратный путь нзъ Екатерининской гавани въ Архангельска—§ 14. Заключеліе. § 1. Введеніе. Въ 1 8 9 4 году былъ поднятъ вопросъ о постройкѣ желѣзной дороги отъ С.-Петербурга черезъ Ладогу, Важины, Петрозаводскъ, Сороки, Ееыь іі Колу до Екатерининской гавани, и я былъ командировать лѣтомъ того же года на Кольскій полуосгровъ для осмотра мѣстности и предварительваго изслѣдованія условій сооруженія и эксплуатаціи этой дороги въ части ея отъ селенія Кандалакши до Екатерининской гавани. Отправляясь въ данную мнѣ командировку, я долженъ былъ заѣхать въ Архангельскъ, чтобы явиться тамошнему губернатору, а также для того, чтобы окончательно пополнить снаряженіе моей экспедиціи въ путешествіе по пустынямъ Кольскаго полуострова. Выѣзжая изъ С .-Петербурга 11-го іюня вмѣстѣ съ сотрудниками моими въ этомъ путешествіи, студентами Горнаго Института, барономъ Евгеніемъ Александров ичемъ Таѵбе, сыномъ моимъ Платономъ и Александромъ Василье- вичемъ Корвинъ-Круковскимъ, я разсчитывалъ прибыть въ Архангельскъ пикакъ не позже 17-го числа, чтобы поспѣть тамъ на пароходъ, отходившій въ Кандалакшу 19-го іюня. Оказалось, что для этого мы, по всѣмъ разсчетамъ, должны были избрать наиболѣе кружный путь черезъ Москву и Вологду и, какъ это часто слу­ чается въ нашемъ отечествѣ, отправляясь на сѣверъ, податься сначала па 6 0 0 верстъ къ югу. Причиной тому было не только полное отсутствіе желѣзныхъ дорогъ на огромномъ пространствѣ нашего Сѣвера, столь для него пагубное, но также недостаточность и несогласование пароходныхъ рейсовъ по великимъ озера'мъ и Бѣлому морю, равно какъ несвоевременныя публикаціи или просто неизвѣстность этихъ рейсовъ. Здѣсь кстати будетъ упомянуть, что по сказаннымъ причинамъ и воз­ вратиться намъ пришлось тѣмъ же кружнымъ путемъ, причемъ, вслѣдствіе осенняго мелководія Двины и, главнымъ образомъ, Сухоны мы вынуждены были для сбережепія времени оставить двинской пароходъ и отъ Берез ни- ковъ до Вологды сдѣлать 5 0 0 верстъ на перекладпыхъ. *) Предлагаемая статья на „Кольскомъ полуостровѣ“ была издана еще въ 1895 году въ очень небольшомъ числѣ экземпляровъ подъ заглавіемъ .Отчетъ о поѣздкѣ на Коль- скій иолуостровъ лѣтомъ 1894 года для осмотра мѣстности отъ села Кандалакши до города Колы и Екатерининской гавани по линіи предполагаемой С.-Петербургъ—Мурманской ж е- лѣзной дороги" въ качествѣ оффиціальнаго отчета автора. Теперь, когда все значеніе для насъ незамерзающаго Мурманскаго побережья стало такъ ясно, а трудъ Б. А. Риппаса сдѣлался библіографическою рѣдкостью, представляется виолнѣ умѣстнымъ напечатать его вновь съ нѣкоторыми предложенными авторомъ сокращеніями первоначальнаго текста. Р ед .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz