Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
дохода 58), у насъ перебиваются на этомъ дѣлѣ лишь нѣсколько тысячъ человѣкъ нрнбрежнаго морского населенія. А между тѣмъ и мы не можемъ жаловаться на недостатокъ рыбы въ нашнхъ моряхъ. Напр., одна партія рыбаковъ начала ловъ трески 4 іюля и окончила 7 августа; за все это время она была въ .морѣ только семь разъ, т. е., по одному разу въ к аж дый пять сутокъ. При всемъ томъ люди эти -были ваолнѣ довольны резуль татами своего лова. Одна шпака едва дотащилась до Кильдинскаго пролива, потому что чрезмѣрно была отягчена пойманной треской; чтобы облегчить грузъ шняки и добраться со своей добычей до Териберки, рыбаки должны были отрѣзать всѣмъ рыбамъ головы и выбросить ихъ. Правда, промыслы этого года считаются добычными, но они не представляютъ еще ничего исключительного. Съ давнихъ поръ, какъ и въ настоящее время, наше рыбное дѣло на Сѣверѣ многими изучается въ большой подробности, н- такую промышленность довольно уже было бы изучать. Ее необходимо перео устроить кореинымъ образомъ, или, вѣрнѣе, основать на совершенно новыхъ началахъ, отвѣчающихъ современпымъ требовапіямъ техники и торговли. П р о е к т и р у е м ы я м ѣ р ы д л я р а з в и т і я р ы б н ы х ъ и з в ѣ р и - н ы х ъ п р о м ы с л о в ъ . По моему крайнему разѵмѣнію для этого нужно: 1) Устроить въ Архангельскѣ заводъ съ механическимъ нроизводствомъ промысловыхъ лодокъ и мелкихъ судовъ по типамъ, которые должны быть выработаны морскимъ вѣдомствомъ совмѣстно съ выборными отъ поморовъ, потому что излюбленную шняку съ прямымъ парусомъ слѣдуетъ признать рѣшителъно негодною для океанскаго плаванія. Она скверно ходитъ подъ парусами; при поворотѣ на другой галсъ поморы всякій разъ спускаютъ парусъ к дѣйствуютъ веслами; прямой парусъ ея управляется девятью р а з личными веревками; о качествѣ работы и грязи шнякъ говорить нечего. 2) Устроить въ различныхъ пупктахъ Бѣлаго моря и Мурмааскаго 78 5В) Б. Фр. Лесгафтъ, старшій преподаватель технической хиігіи и товаровѣдѣпія въ Санктпетербургскомъ коммерческомъ училпщѣ: Товаровѣдѣпіе сырыхъ продуктов?. п мануфактурныхъ издѣлій 1863 г. стр. 46. „Не смотря па то, что ежегодно ловится болѣе 1.000 ыплліоновъ сельдей, недостатка въ нпхъ до спхъ иоръ не чувствовалось, что объясняется необыкновенною плодовитостью этой рыбы. . Ловля сельдей зашшаетъ множество людей всѣхъ націГг, преимущественно голландцевъ, доставляющих'!. болѣе половины всѣхъ, встрѣчаюпиіхся въ торговлѣ сельдей. Голландцы за нимались этою ловлею уже въ 1,164 г., а въ XVII столѣтін она получила у нихъ такіе раз- мѣры, что сдѣлалось правою рукою страны. И дѣйствительно, ловля сельдей подняла ма- лепькую Голландію, пичтожиую, болотную страну на степень могущественной морской дер жавы. Въ XVII столѣтіе ловля эта занимала 450.000 голландцев!; она дос тавляла имъ 100 мнлліоновъ гульдеиовт. и считалась лучшею школою для образованія неустрашпмыхъ, презіірающпхъ смерть матросовъ. Іірочіе мореходные народы не отстали отъ голландцевъ, имъ ловля сельдей также приносила громадные барыши. Въ нынѣшпее время одна Англія высылаетъ на этотъ промыселъ до 13.000 судовъ, возвращающихся ежегодно съ 500.000 боч ками, содержащими приблизительно до 50 милліоновъ сельдей"!.. „Ловля сельдей производится голландцами на берегахъ Велйкобрнтанін около Іорка, Скарборо, (Scarbo raurtt), Фергиля и т. д., на судахъ, называемыхъ байсами (Buysen). Суда эти обыкновенно сопровождаются двумя военпымн кораблями, для защиты отъ иепріятеля и для пріема больныхъ. Ранѣе Иванова дня не дозволяется голландскимъ рыбакамъ выбрасывать сѣти; они клятвою обязуются соблюдать при соленіи сельдей надлежащую опрятность и принятое пра вило и продавать сельди пе иначе, какъ продержавъ ихъ опредѣленное время въ соли". Стр. 50. „Дбсяткп тысячъ кораблей ежегодно занимаются ловлею трески, ловимой въ громадныхъ количествахъ. При всемъ томъ, уменыпенія въ цифрѣ ловли незамѣтно, что объясняется необыкновенною плодовитостью трески" и т. д. Съ теченіемъ времени нѣкоторыя частности этого дѣла въ нностранныхъ государствахъ измѣнплпсь, но общая картина остается та же. См. „Рыболовство и Законодательство" В. И. Вешнякова, 1894 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz