Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

77 § 13. Обратный путь изъ Екатерининской гав ани въ Архангельекъ . 5-го августа мы закончили свою рекогносцировку, а 7-го числа, рано утромъ отплыли изъ Екатерининской гавани въ Архангельекъ, на пароходѣ Ломоносовѣ, который заходилъ во всѣ попутныя становища Мурманскаго берега, гдѣ мы, хотя мелькомъ, съ борта парохода, могли взглянуть на по­ рядки нашихъ сѣверныхъ рыбныхъ промысловъ Въ послѣдніе дни работъ на берегахъ Кольской губы и во все время морскаго переѣзда погода стояла превосходная и, что рѣдко случается, море было совершенно спокойно. Съ ггервыхъ чиселъ августа температура воздуха на солнцѣ доходила до 40° Ц. Товарищи мои и наши рабочіе часто купались въ Кольской губѣ. Съ 6-го на 7-е число А. В. Корвинъ-Круковскій проспалъ въ Екатерининской г а ­ вани цѣлую ночь, раскинувшись на травѣ, рядомъ съ домомъ. 9 -го числа въ полночь на палубѣ парохода было 17° при совершенномъ безвѣтріи и мы сидѣли въ легкомъ платьѣ. Можно было подумать, что мы плывемъ не по Сѣверному ледовитому океану, а по какому-нибудь итальянскому озеру. Говорятъ, это лѣто было исключительное, однако почти каждому путе­ шественнику по Кольскому полуострову, выпадало наслаждаться прекрасными днями и купаніями въ августѣ мѣсяцѣ. Мурманскія становища на востокъ отъ устья Кольской губы прігатились во всѣхъ губахъ и губкахъ, болѣе или менѣе заіцищенныхъ отъ морскихъ бурь. Это неболыпія поселенія съ маленькими церквушечками, оживающія только во время рыбныхъ промысловъ. Тогда тутъ возня и шумъ, и па ряду съ трудной и опасной работой, вонь отъ гніющихъ рыбныхъ остатковъ, а подчасъ пьянство и драка. Только что пароходъ уснѣетъ бросить якорь, какъ къ нему устремляется десятокъ, другой шнякъ. Кто спѣшитъ отправить въ Архангельекъ плоды послѣднихъ промысловъ или получить какой-нибудь товаръ, кто хочетъ узнать новости, повидать знакомыхъ, или просто позѣвать на пріѣзжающихъ. Сдатотъ въ бочкахъ соленую треску и жиръ, а иногда и связки сушонныхъ треско- выхъ головъ, которыя идутъ на кормъ скоту. Ііѣкоторые торопяться заколо­ тить днища своихъ бочекъ на ходу. И что это за бочки! Повидимому онѣ многократно возвращаются сюда за товаромъ, но никогда не подвергаются никакой очисткѣ. Не лучше и дальнѣйшая участь этой превосходной и здоровой рыбы. Въ Архангельскѣ ее покупаютъ мелкіе торговцы и везутъ вверхъ по Двинѣ, до одной изъ пристаней, гдѣ она разстается со своими бочками и посту­ паешь въ веретья возовъ, на которыхъ мыкается по различнымъ захолустьямъ Архангельской и смежныхъ губерній, пока не найдетъ окончательной своей гибели, по возможности, отомщая потребителямъ. Н е д о с т а т к и р ы б н ы х ъ п р о м ы с л о в ъ . Ранѣе, при описаніи села Кандалакши, было упомянуто о сельдяномъ промыслѣ на Бѣломъ морѣ, ко­ торый, по причинѣ плохого засола и дурной работы боченковъ, находится въ столь же печальномъ положеніи. Неудивительно поэтому, что наши сѣ - верные рыбные промыслы не только не развиваются, а прогрессивно па- цаютъ. Въ то время, когда Голландія, Англія, ПІвеція и другіе мореходные народы ежегодно высылаютъ на ловлю сельдей и трески десятки кораблей и многія сотни тысячъ рыбаковъ и матросовъ и получаютъ милліопы рублей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz