Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

76 изнутри, несомнѣнно и во всѣхъ отношеніяхъ будутъ лучше бревенчатыхъ. Кромѣ того, сборка ихъ гораздо проще и быстрѣе. Никакой прокладки и конопатки но пазамъ не требуется, но промазка пазовъ и угловъ карболи- неумомъ или смолою, полагаю, была бы полезна. Для правильности сборки нужна только машинная остружка досокъ и она можетъ быть выполнена тѣми же Бѣломорскими заводами, которые выпилятъ и самыя доски. Поло- выя лаги, потолочныя балки, стропила и т. п. части строеній слѣдуетъ также дѣлать изъ досокъ, а не изъ бревенъ. Для засыпки подполья и потолковъ, можетъ быть употребленъ, вмѣсто земли, сухой измельченный торфъ. Фундаменты будутъ, конечно, каменные, а кровли— желѣзныя или другія, но тамъ, гдѣ не предвидится опасности въ пожарномъ отношеніи или разрушительнаго дѣйствія вѣтра, особенно при­ годны, какъ наиболѣе дешевыя, кровли лучипчатыя. При сооруженін порта и постройкѣ желѣзной дороги, а также и въ послѣдующее время потребуется масса кирпича, поэтому кирпичные заводы па плесѣ Колы, въ Лавнѣ или въ прочихъ мѣстахъ, гдѣ откроются хорошія глины, слѣдуетѣ съ самаго начала устроить основательно, для долговременной службы и тутъ же заложить изразцовые и гончарные заводы. Т о п л и в о . Главнымъ топливомъ въ портѣ и на желѣзной дорогѣ, какъ и по всему Мурманскому берегу, долженъ быть торфъ; но торфяники Коль­ скаго полуострова, особенно въ сѣверной его части, представляють единствен­ ную, весьма цѣнную почву для разведепія луговъ, необходимыхъ для ското­ водства. Поэтому, эксплоатація ихъ должна быть вполнѣ раціональная. Но лучше главный разработки торфа основать въ южной части Кемскаго уѣзда, откуда доставка торфа во всѣ пункты Мурманскаго берега могла бы идти на судахъ. Торфяники Кольскаго полуострова тонки и пространство ихъ по отношенію къ общей поверхности полуострова невелико, въ южной же частп Кемскаго уѣзда они достигаютъ значительной мощности и протяженія и для какой-бы то ни было культуры неудобны. П р о д о в о л ь с т в і е ж и т е л е й . Продовольствіе войскъ, жителей порта, состава желѣзнодорожныхъ службъ и вообще населенія полуострова, съ устройствомъ желѣзной дороги и при существующихъ морскихъ путяхъ сооб^ щенія никакихъ затрудненій не представитъ, по, въ виду особыхъ условій мѣстности, необходимо стремиться къ развитію въ странѣ— въ широкихъ размѣрахъ— скотоводства, для снабженія населенія свѣжею мясною пищей и молочными продуктами. Въ настоящее время въ Ііольскомъ уѣздѣ считается около 1 5 0 0 головъ рогатаго скота, 4 0 0 0 овецъ и 4 3 .0 0 0 оленей, но этихъ стадъ едва хвагаетъ для самихъ жителей и только часть оленины расходится за предѣлами уѣзда. А такъ какъ луга и скотоводство представляютъ на Кольскомъ полуостровѣ почти единственныя возможныя отрасли сельскаго хозяйства, то при соотвѣтственномъ развитіи такого хозяйства, продукты ихъ могли бы даже явиться предметами внѣшняго отпуска. Во всякомъ слу- чаѣ при устройствѣ желѣзной дороги полезно было бы у всѣхъ станцій и путевыхъ построекъ раздѣлать соотвѣтственныя площади луговъ и огородовъ съ парниками, для того, чтобы служащіе и рабочіе дороги имѣли возмож­ ность завести скотъ и садить необходимыя овощи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz