Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

75 устроить новый водоемъ, то въ болынинствѣ случаевъ это не представить особыхъ затрудненій. Нужно будетъ только изслѣдовать часть скалъ, подле- жащихъ затопленіш, и задѣлать трещины, которыя могутъ пропускать воду, но, конечно, плотины придется возводить изъ каменной кладки на цеменТ- номъ растворѣ. Если бы отпускъ воды по фортамъ изъ общаго водопровода оказался почему-либо неудобнымъ, то таковой отпускъ можно было бы производить изъ другого источника, напр., изъ озеръ Оленьей губы или изъ большого озера залива Средняго, причемъ, наполненіе наливомъ паровыхъ пікунъ, по всей вѣроятности, могло бы быть устроено самотекомъ. Г а в а н с к і е п у т и . Соотвѣтственно расположепію гавапей порта, на­ чиная отъ залива Шуринова (даже нѣсколько южнѣе) и до конца Налы-губы, будутъ расположены желѣзнодорожныя стапціи съ иристапными и парковыми путями. По недостатку мѣста на конечной стапціи дороги, у Екатерининской гавани, пути для порожняго подвижнаго состава должны быть уложены, гдѣ нибудь на пространствѣ хозяйственныхъ пристаней, у губъ Шуриновой, Горячи некой и Кислой, поэтому, чтобы не затруднять движенія поѣздовъ по дорогѣ маневрами и мѣстнымъ передвнженіемъ различныхъ матеріаловъ и грузовъ, необходимо уложить на сказанномъ протяженіи двойной главный путь. Портовые пути вдоль набережной береговъ Екатерининской гавани (съ устройствомъ разводнаго моста черезъ осыхающій проливъ, который будетъ прорытъ) и въ Палѣ-губѣ могутъ быть устроены такіе же, какъ и прочіе пути дороги, но во избѣжаніе чрезмѣрныхъ расходовъ, ихъ слѣдовало бы проектировать самой узкой колеи. Во всякомъ же случаѣ, уклоны и радіусы на этихъ путяхъ мѣстами должны быть доведены до возможныхъ крайностей. Устройство пабережныхъ въ Екатерининской гавани зависите отъ тре- бованій Морскаго вѣдомства, но, конечно, онѣ будутъ каменныя и стоимость ихъ опредѣлится въ зависимости отъ ширины ихъ площадки и отъ высоты уровня, на которомъ должны быть заложены фундаменты. Вмѣстѣ съ устрой­ ствомъ набережной, въ_вертикальной стѣнѣ скалы могутъ быть сдѣланы казематы для. различныхъ складовъ, сторожекъ и проч. С т р о е н і я . Для различныхъ нежилыхъ строеній въ портѣ, въ его поселеніяхъ и на желѣзной дорогѣ слѣдуетъ, по возможности, употреблять гранита, какъ единственный, имѣющійся на мѣстѣ, матеріалъ. Жилыя же постройки въ этой странѣ по санитарньшъ и экономическимъ соображеніямъ должны быть деревянныя и, по моему мнѣнію, весь лѣсной матеріалъ для нихъ долженъ быть доставленъ на судахъ изъ портовъ Бѣлаго моря- Лѣса западной части Кольскаго уѣзда, какъ говорятъ, лучшіе на всемъ полуостровѣ; желательно было бы сохранить ихъ на будущее время, тѣмъ болѣе, что лѣсовъ этихъ относительно немного и доставка ихъ къ порту при настояіцихъ условіяхъ обойдется не дешево. Съ другой стороны, Бѣло - морскіе лѣсоторговцы жалуются на недостатокъ заграничныхъ требованій и на дешевыя цѣны. Во избѣжаніе же перевозки излишняго груза, всѣ лѣсные матеріалы должны быть доставляемы въ портъ въ совершенно обработанномъ видѣ, подобно тому, какъ это практикуется у насъ на Волгѣ или въ Нор- вегіи. Съ своей стороны, я рекомендовалъ бы дѣлать срубы не изъ бревенъ, а изъ досокъ. Такія стѣны, обшитыя снаружи тесомъ и оштукатуренныя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz