Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
и сухопутныхъ войскъ, конечно, расположатся сообразно требованію военнаго дѣла, но при данныхъ условіяхъ мѣстности нельзя допустить, чтобы и осталь ная часть населенія располагалась какъ попало, даже за чертою порта. Не говоря уже о томъ, что всѣ постройки желательно скрыть отъ врага и защи тить отъ его выстрѣловъ, необходимо сгруппировать ихъ такъ, чтобы различ ные мастеровые и семейства военныхъ чиновъ были ближе къ порту, а нрочіе обыватели дальше отъ него. Для первыхъ придется можетъ быть отвести нѣсколько пр.остранствъ въ различныхъ, болѣе или менѣе подходящихъ, долинахъ между скалъ, къ югу отъ Екатерининской гавани и Палы-губы, наблюдая, чтобы между всѣмп поселеніями можно было устроить хорошее сообщеніе; чтобы каждый изъ такихъ пунктовъ имѣлъ достаточное количе ство выгоновъ и могъ быть снабженъ водою, какъ для хозяйственныхъ надоб ностей, такъ и питьевою изъ водопровода; чтобы пункты эти удовлетворяли различнымъ санитарнымъ требованіяыъ и всякому благоустройству ьь). Портъ явится здѣсь въ странѣ нетронутой, цѣльной, но вмѣстѣ съ тѣмъ для нно- гихъ непривѣтливой, угрюмой, частью не вполнѣ удобной и, можетъ быть, грозящей особыми заболѣваніями, поэтому созидатели должны притти сюда во всеоружіи послѣдняго слова науки и общественнаго порядка и не только устроить тутъ новую твердыню, какъ одну изъ опоръ государственной силы, но ввестп сюда необходимый комфортъ и достатокъ, которые будутъ служить вмѣстѣ съ тѣмъ образцомъ для всякаго добровольнаго поселенца въ этой мѣстности. Портъ въ устьѣ Кольской губы и желѣзная дорога къ нему бу дутъ фундаментомъ послѣдующаго развитія всего сѣвернаго края и фунда мента этотъ должень быть образцовый. Кромѣ такихъ городскихъ частей порта, въ которыхъ поселятся и вся- кіе купцы, мастера и другія подобныя лица для ближайшихъ услугъ обществу, желательно было бы образовать на болыпомъ пространствѣ вокругъ порта особое поселеніе фермеровъ, которое развело бы луга и скотоводство, а вмѣстѣ съ тѣмъ занималось бы и рыбными промыслами. Примѣромъ такого фермера можетъ служить колониста Иванъ Эриксонъ на островѣ Кильдинѣ. Главное занятіе его рыбные промыслы, но у него имѣется 8 коровъ, штукъ 50 оленей и до 20 орецъ. Въ виду сего страна должна быть раздѣлена на участки, и каждый участокъ съ достаточнымъ количествомъ торфяниковъ. подлежащихъ обращенію въ луга и разработкѣ на топливо, долженъ быть обезпечепъ прѣсною водою для всякихъ надобностей и, кромѣ того, имѣть особую воду для питья человѣка. Если не всѣ, то, по крайней мѣрѣ, нѣсколько такихъ участковъ, какъ образцовые, слѣдовало бы вполнѣ обустроить самому правительству и, затѣмъ, продать ихъ желающимъ, хотя бы и на льготныхъ условіяхъ, но съ обяза- тельствомъ вести хозяйство въ теченіе извѣстнаго времени по опредѣленному плану. Изъ сказаннаго явствуетъ, что прежде всего необходимо снять подроб- нѣйшія карты страны не только съ цѣлями стратегическими, но и для хозяй ственныхъ надобностей, и изслѣдовать край всесторонне, а не такъ отры вочно,- какъ это до сихъ поръ дѣлалось. Фермы должны быть соединевы дорогами между собою, съ портомъ и 55) Однимъ изъ важныхъ вопросовъ будетъ устройство кладбища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz