Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
71 лежитъ между Екатерининской гаванью и Оленьей губой, которыя вмѣстѣ съ нею веерообразно расходятся изъ одного общаго центра. Она предста вляете обращенный къ открытому морю узкій, прямой заливъ, шириною примѣрно въ 125 саж., сразу расширявшийся въ глѵбпнѣ материка въ бас- сейиъ площадью менѣе 1-й квадратной версты, въ углахъ котораго имѣются три маленькіе заливчика. Въ узкой части губы, передъ расширеніемъ ея въ бассейнъ, находится продолговатый островъ, замыкающій ее, какъ клинъ, такъ что по сторонамъ острова остаются проходы менѣе 50 саас. шириною. Глубина восточнаго прохода по плану Екатерининской гавани описи Лей тенанта Литке 1822 г. на неболыномъ. впрочемъ, протяженіи всего В саж., а.западнаго 2 и менѣе сажень. Въ концѣ бассейна имѣются другіе неболь шие островки. Берега всей ІІалы-губы скалистые и крутые, болѣѳ от.тогіе въ Корабельной бухтѣ. Въ узкой части залива они прямые и прекрасно сохранили на себѣ ледниковую, полировку. Коридоръ этотъ, длиною около 2-хъ верстъ, направленъ прямо въ открытое море и потому не замерзаетъ, а замерзаетъ только бассейнъ губы и собственно оттого, что входъ въ него прегражденъ островомъ. Если бы островъ этотъ уничтожить, или по крайней мѣрѣ расширить и. углубить одинъ изъ проливовъ, то и бассейнъ врядъ ли сталъ бы замерзать. Углубленіе же одного изъ проливовъ необходимо уже и для входа въ бассейнъ большихъ судовъ. Оленья губа можетъ служить рейдомъ Екатерининской гавани, причемъ, въ тѣхъ мѣстахъ ея, гдѣ нѣтъ якорныхъ стоянокъ. особенно въ незамёрзаю- іцихъ частяхъ губы, должны быть устроены приспособленія для причала су довъ къ берегу и тутъ ж е / разумеется, будутъ телеграфные и. телефонные посты. Сайда-губа для надобностей порта, полагаю, не потребуется и только входъ въ нее, по всей вероятности, будетъ огражденъ укрѣпленіями. Затѣмъ, предполагая, кромѣ укрѣпленій центральна™ порта, устройство отдѣльныхъ фортовъ, напр., на островахъ: Торосѣ, Зеленомъ, Большой Варспухѣ, Сѣдло- ватомъ, Сальномъ и на правомъ берегу Кольской губы, на скалахъ:. Аешин- скихъ, скалахъ противъ Екатерининской гавани и въ прочихъ мѣстахъ обоихъ береговъ губы, видимъ, что почти у всѣхъ этихъ пунктОвъ найдутся морскія стоянки для транспортныхъ, рлужебныхъ. и всякихъ другихъ судовъ іі даже цѣлыя гавани, какъ напр.: губы Малая Волоковая, Тюва и заливъ Средній. Если въ систему укрѣпленій войдутъ различные,- болѣе или менѣе отдален ные, пункты Мурманскаго берега напр.: Рыбачій полуостровъ, островъ Киль- динъ и нѣкоторыя становища на материкѣ, то во всѣхъ этихъ мѣстахъ най дутся удобный гавани не только для судовъ мѣстныхъ флотилій, но и для отдѣльныхъ боевыхъ судовъ или даже для цѣлыхъ эскадръ, тѣмъ болѣе, что защищать отъ врага придется именно такіе пункты, которые по природпымъ своимъ качествамъ могли бы служить ему убѣяшщемъ. Кромѣ же такихъ, сравнительно немногихъ мѣстъ, все пространство Мурманскаго берега само по себѣ' недоступно, такъ какъ тутъ царство голыхъ скалъ и буруновъ вѣч- наго морского прибоя. Населеніе порта, даже и въ мирное время, предвидится значительное, и размѣщеніе его представить своего родаг задачу. Оно будетъ состоять изъ военныхъ и морскихъ частей, изъ семействъ офицеровъ и нилгаихъ чиновъ и изъ разпыхъ обывателей, которые привлекутся сюда для всевозможныхъ услугъ жителямъ порта и вслѣдствіе развитія промысловъ. Отряды морскихъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz