Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

70 Для всѣхъ этихъ устройству должны быть выбраны въ блгокайшёмъ сосѣдствѣ другія подходящіа мѣста, тѣмъ болгѣе, что нѣкоторыя береговыя пространства вокругъ гавани отойдутъ подъ крѣпость и подъ станцію желѣз- ной дороги. Екатерининская гавань будетъ лишь цѳнтромъ военнаго порта, гдѣ суда флота могутъ стоять въ полной боевой своей готовности: самый же портъ долженъ быть понимаемъ здѣсь какъ совокупность различныхъ укрѣпленій и устройствъ па пространствѣ всего устья Кольской губы, со всѣми ей заливами и островами, при чемъ къ нему будутъ относиться и всѣ филіальныя его отдѣленія въ прочихъ пунктахъ Мурманскаго берега, въ ко­ торыхъ по стратегическимъ соображеніямъ не можетъ быть допущена вы­ садка врага на берегъ; а также вся. часть окружной страны, подготовленная на случай воениыхъ дѣйствій проложеніемъ стратегическихъ дорогъ и соот- вѣтственными устройствами для артиллерійской и ружейной полевой оборони. И по однимъ уже этимъ соображеніямъ врядъ ли Военное и Морское ведом­ ства согласились бы допустить расположение торговаго порта въ ближайшемъ сосѣдствѣ такого военнаго центра, если бы даже для коммерческая) порта п нашлось подходящее мѣсто. ■ Берега Екатерининской гавани состоять изъ голыхъ скалъ, круто под­ нимающихся изъ воды на значительную высоту. Материковый берегъ еще нѣсколько волниста, но берегъ острова представляетъ довольно прямую, почти отвѣсную стѣну, постепенно скругляющуюся кверху и немного пони­ жающуюся къ концамъ: только въ юго-восточной его части есть-небольшая площадка, которая занята нисколькими домиками 64). Нанболѣе отлогія части матерпковаго берега находятся также въ юго-восточномъ концѣ гавани, но и онѣ на высотѣ примѣрно 2-хъ саженъ.отъ уровня морскаго прилива имѣютъ поперечные склоны къ водѣ отъ 1! і до Ѵ2- Всѣ же выступы этого берега и вся сѣверо-западная его часть ограничиваются одиночными склонами или даже отвѣсныМи, переходящими въ округлости, стѣнами. Высота острова по нашимъ барометрическимъ наблюденіямъ опредѣлилась въ 8 8 , 20 саж., и воз­ вышенности прилегающей мѣстности примѣрпо такія же, но есть и болыпія, напр., между Екатерининской гаванью и ІІалой губой. Подъ самыми бере­ гами почти вездѣ тянутся узкія, обнажающіяся во время отлива, полоски каменныхъ осыпей, круто падаюіцихъ въ глубину. . Подобные берега совершенно не пригодны для какихъ бы то ни было значительныхъ. портовыхъ сооруженій и вдоль нихъ едва можно устроить набережную въ нѣсколько саженъ Шириною, но подъ защитою такихъ бере- говъ вся гавань будетъ находиться въ полной безопасности, хотя бы бой происходил^ въ ближайшемъ ея сосѣдствѣ. Доки, заводы и всякія другія подобныя вспомогательный портовыя учрежденія я полагалъ бы разместить въ Палѣ-губѣ и на ближайшихъ къ ней частяхъ материка, вслѣдствіе чего рекогносцировка линіи леелѣзной до­ роги и продолл^ена до конца этой губы. Бухточка лее меяеду Екатеринин- скимъ и Олѳньимъ островами по положенію своему можетъ быть пригодна развѣ только для мѣстной артиллерійской или минной службы. Пала-губа зі) Казенные: одноэтажный домъ команды адшшистратнвнаго парохода „Мурманъ“.— Upu неыъ мастерская н кузннда, а также угольный складъ. Частные: деревянный домъ, прннадлежащій Обществу Архапгельско-Мурманскаго сроч- ыаго пароходства, и на другомъ берегу пролива домпкъ колониста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz