Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
70 Для всѣхъ этихъ устройству должны быть выбраны въ блгокайшёмъ сосѣдствѣ другія подходящіа мѣста, тѣмъ болгѣе, что нѣкоторыя береговыя пространства вокругъ гавани отойдутъ подъ крѣпость и подъ станцію желѣз- ной дороги. Екатерининская гавань будетъ лишь цѳнтромъ военнаго порта, гдѣ суда флота могутъ стоять въ полной боевой своей готовности: самый же портъ долженъ быть понимаемъ здѣсь какъ совокупность различныхъ укрѣпленій и устройствъ па пространствѣ всего устья Кольской губы, со всѣми ей заливами и островами, при чемъ къ нему будутъ относиться и всѣ филіальныя его отдѣленія въ прочихъ пунктахъ Мурманскаго берега, въ ко торыхъ по стратегическимъ соображеніямъ не можетъ быть допущена вы садка врага на берегъ; а также вся. часть окружной страны, подготовленная на случай воениыхъ дѣйствій проложеніемъ стратегическихъ дорогъ и соот- вѣтственными устройствами для артиллерійской и ружейной полевой оборони. И по однимъ уже этимъ соображеніямъ врядъ ли Военное и Морское ведом ства согласились бы допустить расположение торговаго порта въ ближайшемъ сосѣдствѣ такого военнаго центра, если бы даже для коммерческая) порта п нашлось подходящее мѣсто. ■ Берега Екатерининской гавани состоять изъ голыхъ скалъ, круто под нимающихся изъ воды на значительную высоту. Материковый берегъ еще нѣсколько волниста, но берегъ острова представляетъ довольно прямую, почти отвѣсную стѣну, постепенно скругляющуюся кверху и немного пони жающуюся къ концамъ: только въ юго-восточной его части есть-небольшая площадка, которая занята нисколькими домиками 64). Нанболѣе отлогія части матерпковаго берега находятся также въ юго-восточномъ концѣ гавани, но и онѣ на высотѣ примѣрно 2-хъ саженъ.отъ уровня морскаго прилива имѣютъ поперечные склоны къ водѣ отъ 1! і до Ѵ2- Всѣ же выступы этого берега и вся сѣверо-западная его часть ограничиваются одиночными склонами или даже отвѣсныМи, переходящими въ округлости, стѣнами. Высота острова по нашимъ барометрическимъ наблюденіямъ опредѣлилась въ 8 8 , 20 саж., и воз вышенности прилегающей мѣстности примѣрпо такія же, но есть и болыпія, напр., между Екатерининской гаванью и ІІалой губой. Подъ самыми бере гами почти вездѣ тянутся узкія, обнажающіяся во время отлива, полоски каменныхъ осыпей, круто падаюіцихъ въ глубину. . Подобные берега совершенно не пригодны для какихъ бы то ни было значительныхъ. портовыхъ сооруженій и вдоль нихъ едва можно устроить набережную въ нѣсколько саженъ Шириною, но подъ защитою такихъ бере- говъ вся гавань будетъ находиться въ полной безопасности, хотя бы бой происходил^ въ ближайшемъ ея сосѣдствѣ. Доки, заводы и всякія другія подобныя вспомогательный портовыя учрежденія я полагалъ бы разместить въ Палѣ-губѣ и на ближайшихъ къ ней частяхъ материка, вслѣдствіе чего рекогносцировка линіи леелѣзной до роги и продолл^ена до конца этой губы. Бухточка лее меяеду Екатеринин- скимъ и Олѳньимъ островами по положенію своему можетъ быть пригодна развѣ только для мѣстной артиллерійской или минной службы. Пала-губа зі) Казенные: одноэтажный домъ команды адшшистратнвнаго парохода „Мурманъ“.— Upu неыъ мастерская н кузннда, а также угольный складъ. Частные: деревянный домъ, прннадлежащій Обществу Архапгельско-Мурманскаго сроч- ыаго пароходства, и на другомъ берегу пролива домпкъ колониста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz