Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

69 глины) можетъ свозиться въ гавань на 25-ти саженную глубину, и не прой- детъ года такой работы, какъ гавань превратится въ портъ съ 1 5— 12 -са­ женной глубиной 53). Проливъ между. Екатерининскимъ и Оленьимъ остро­ вами также расчищается, ибо онъ представляетъ прекрасную бухточку, окру­ женную берегами съ значительными площадями для построекъ и, при устрой­ стве порта, моряки обратить на нее вниманіе, какъ на прекрасное убѣжище для мелкихъ. судовъ". Такъ говорить г. Таратинъ. и Екатерининская гавань— безспорно пре­ красная гавань, можетъ быть, лучшая не только въ Кольской губѣ, но и на всемъ Мурманском!, берегу, (предоставляю судить объ этомъ людямъ свѣдѵю- щимъ). но, по моему мнѣнію, она соотвѣтствуетъ только цѣлямъ одного военнаго порта и можетъ вполнѣ удовлетворить этимъ цѣлямъ лишь въ совокупности съ сосѣдними губами. Замерзаніе губъ Пальт, Оленьей, Сайды и пр. я считаю обстоятельством^, вообще неважнымъ, потому что при существующихъ отливныхъ теченіяхъ моря одного или хотя бы нѣсколькихъ ледоколовъ совершенно достаточно, чтобы постоянно держать ихъ открытыми для входа и выхода судовъ. Безъ ледокола же военному порту ни въ какомъ случаѣ обойтись нельзя, потому что транспортныя и военный суда при полномъ обустройствѣ порта, со всѣми его фортами, всегда должны будутъ имѣть доступъ не только во всѣ заливы прилегающей части Кольской губы, но и до самаго города Колы. Болыпимъ глубинами въ совершенно защищеиныхъ отъ волненія губахъ съ пригубыми берегами я также не придаю большаго значенія, потому что вмѣсто бросанія якорей тутъ могутъ быть устроены особыя приспособленія для причала судовъ къ берегу и поставлены для той же цѣли бакены на мертвыхъ якоряхъ. Если бы, напр., Екатерининская гавань имѣла меиыпія глубины, то и тогда нельзя было бы судамъ становиться въ ней на якоря по причинѣ тѣсноты гавани, большая часть которой должна оставаться всегда незанятой для свободнаго передвиженія судовъ. Въ крайнемъ случаѣ ' суда могутъ останавливаться на якоряхъ, но лишь временно и не менѣе какъ на двухъ якоряхъ, брошенныхъ съ носа и съ кормы/ потому что одному боль­ шому судну, напр., Рюрику, не вездѣ хватить мѣста для полнаго поворота на одномъ якорѣ. Екатерининская бухта чрезвычайно удачно и предусмотрительно названа Гаванью, что само собою предполагаете уже извѣстный порядокъ въ поста­ новке судовъ и отъ нея никакъ нельзя требовать тѣхъ условій, какими обладаютъ какая-нибудь обширная бухта или рейдъ. Предполагаемый на сѣверѣ военный портъ проектируется не для защиты Мурманскаго берега отъ разных® мародеровъ, а соответственно достоинству Россіи. II портъ этотъ долженъ вмѣщать въ себѣ первоклассную морскую силу, которую даже соединенные враги не въ состояиіи были бы запереть въ неприступномъ ея убѣжищѣ. Екатерининская гавань едва достаточна для постановки такого флота и въ ней не будетъ уже мѣста для какихъ бы то ни было доковъ, заводовъ и другихъ необходимыхъ портовыхъ устройств т>, требующихъ зиачительныхъ пространствъ не только на берегу, но и на водѣ. 53) Ч/10бы довестя 25-сажеыпую глубину хотя-бы до 20-саженной, потребуется огром количество матеріала. 3 ем.іечерпателыіыя же работы легко могутъ превратиться въ норохо- стрѣлыгыя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz