Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

гавань. Сайда и Палая губы замерзаютъ, да кромѣ того, какъ эти двѣ губы, такъ и смежная съ ними— Оленья 51) губа, обдадаютъ слишкомъ значитель­ ными глубинами, по всему протяжению, такъ что ни въ одной изъ нихъ почти иѣтъ якорнаго мѣста. Н а восточной сторонѣ Кольской губы есть еще двѣ бухты: Тюва и Средняя гавань; обѣ онѣ замерзаютъ, малы, а послѣдняя еще и мелководна. Екатерининскую же гавань, со смежными губками, проливами и островами,— прилагаемый здѣсь планъ которыхъ я сдѣлалъ прошлой зимой, но. къ величайшему сожалѣнію, не успѣлъ сдѣлать полнаго промѣра гавани,— можно считать единственно удобной по всему Мурманскому берегу для пред- полагаемаго военнаго и торговаго порта. При внимательномъ взглядѣ на карту легко убѣдиться, что она обладаетъ всѣми данными и удовлетворяетъ почти всѣмъ условіямъ, какія требуются, для сѣвернаго, незамерзающаго благоустроеннаго порта; расположена она въ 8 миляхъ отъ открытаго океана и путь къ ней идетъ Кольской губой шириною отъ Р Д ' д о 2-хъ миль, имѣя совершенно чистый и свободный фарватеръ по всей ширинѣ 52). Отъ океан- сісаго волненія защищены, какъ гавань и смежныя бухточки Кислая и Горл- чинская, такъ и проливъ между Оленьимъ и Екатерининскимъ островами. Въ продолженіе 7-ми лѣтъ, въ гавани показывался ледъ три раза и то только въ .S и ■W -вой трети ея; разъ она покрылась льдомъ съ конца января, а два р а з а— съ конца февраля мѣсяца. Но ледъ бываетъ. настолько незначи­ тельный, что нѣтъ надобности ни въ какихъ ледоколахъ; при господствующихъ S и W вѣтрахъ, достаточно обыкновѳннаго. парового баркаса, чтобы превра­ тить гавань въ совершенно незамерзающую. По всей гавани берега приглубы, грунтъ прекрасный, имѣются значительный площадки для портовыхъ построекъ. На SW берегу располол;ены три осушныхъ заливчика, которые представляютъ собой естественные доки; вблизи 4 озера и два ручья. Единственное и кажу­ щееся многимъ значительным^ неудобство гавани, это — большак, до 25 сал;., глубина въ южной трети гавани. Дѣйствительно, такая глубина не представ- ляетъ удобства, но, во-первыхъ, она не по всей гавани и не у самыхъ береговъ, а только въ. серединѣ бассейна юго-восточной третьей части ея; во-вторыхъ; это неудобство не столь уже значительное, чтобы устраняло устройство здѣсь порта; при этомъ, прекрасный илистый грунтъ по всей гавани почти совершенно нскупаетъ это неудобство, а затѣмъ, эту глубину легко превратить въ 20, 15 и даже въ 1 2 -саженную. При устройствѣ порта начнутся землечерпательная работы, будутъ расчищаться три бухточки подъ доки, пророется осыхающій псрешеекъ между материкомъ и Екатерининскимъ островомъ и ир. Весь этотъ грунтъ (на всѣхъ осыхающихъ мѣстахъ я замѣ- тилъ, что подъ тонкимъ слос'мъ песка лежитъ толстый слой вязкой, густой 51) На всѣхъ картахъ Гпдрографическаго Департамента Морскаго Министерства ря- доыъ съ Палои-губой показана губа Оленья и далѣе къ океану Сайда-губа, у мѣстныхъ ж е моряковъ, кажется, принято считать губы Оленью и Сайду въ обратномъ порядкѣ. 52) Хотя входъ въ Екатерининскую гавань изъ океана и совершенно свободенъ, но намъ передавали, что въ устьѣ Кольской губы, особенно у Аешинскнхъ скалъ, бываетъ страшное волненіе. Вѣроятно, это зависитъ отъ дѣйствія отраженныхь волнъ, по, конечно, справляться съ такимъ волненіемъ и по возможности избѣгать его, дѣло моряковъ. Не относится ли къ этому же обстоятельству и разсказанная намъ древняя легенда, гласящая, что у мыса Аешинскаго нѣкогда жилъ морской червь, для пзбѣжанія котораго пуда перетаскивали по ущелью малой Волоковой губы. Подобный ж е червь жилъ у Св. Носа, но Св. Варлаамій Керетскій заклялъ червей, и съ тѣхъ поръ ихъ больше нѣтъ. О легендѣ этой упоминаетъ и г. Немировичъ-Данченко (Страна холода. Бѣлое море. Стр. 32—33).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz