Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

07 Для составленія же правильныхъ, сравнительных! проектовъ съ при- мѣненіемъ различныхъ уклоновъ и радіусовъ закругленій, необходимо снять берегъ губы на всемъ протяжении дороги густыми поперечными профилями, съ продолженіемъ ихъ въ потребныхъ мѣстахъ въ воду, и составить планъ въ горизонталяхъ, потому, что даже ничтожное отклоненіе линіи въ ту или другую сторону, равно какъ поднятіе ея или опусканіе будетъ выражаться здѣсь довольно замѣтными цифрами стоимости работъ. Конечно, при этомъ надо будетъ сдѣлать и параллельныя, подробный изысканія по устройству и эксплоатаціи портовъ и гаваней. § 12. Екатерининская гавань. У с т р о й с т в о г а в а н и . Екатерининская гавань, въ которой предпо­ лагается устройство военнаго порта, находится на лѣвомъ берегу Кольской губы, въ 1 0— 15 верстахъ отъ океана; она составляете юго-восточную вѣтвь большой губы, врѣзавшейся тремя длинными и узкими отрогами своими 49) въ скалистый материкъ. Собственно говоря, гавань эта не есть въ строгомъ смыслѣ губа, а проливъ между материкомъ и островомъ Екатерининскимъ, но въ восточномъ концѣ ея имѣется узкій, обнажающійся при отливѣ, пе- решеекъ, который замыкаете проливъ и такимъ образомъ обращаетъ его въ губу. Перешеекъ этотъ образованъ, по видимому, изъ морского бара и со­ стоите, по крайней мѣрѣ съ поверхности, изъ песку, хряща и каменьевъ. Если его раскопать, то, кромѣ главнаго входа въ гавапь съ сѣверо-запад- наго ея конца, образуется и другой проходъ съ противоположной стороны; тогда губа превратится вполнѣ въ проливъ. По плану Екатерининской га­ вани описи лейтенанта Литке 1 , - 1 8 2 2 г., длина губы 3 версты, ширина отъ 150 до 3 7 0 саж., площадь около 1,6 квадр. вер., глубины колеблются отъ 5 до 28 саж. (менѣе 5 саж. встрѣчается только у береговъ и то, какъ исключеніе) средней же глубиной гавани можно считать 10 — 15 саж.. Грунте дна— песокъ, камень, илъ. Длина береговой линіи, совершенно з а ­ щищенной отъ внѣшняго волпеаія, считая отъ сѣверо-западной оконечности Екатерининскаго' острова, вокругъ губы, до выступа материковаго берега, за половиной его протяжения, всего около 2 2 0 0 пог. саж. и, соотвѣтственно такой береговой линіи, совершенно защищенная отъ прибоя морскихъ волнъ, площадь гавани составите, примѣрно, одну квадр. версту. Въ Екатерининской гавани намъ сообщили, что въ 1893 и 1 8 9 4 годахъ производилась съемка гавани съ прилегающими къ ней островами, берегомъ, озерами и Палой губой —Иачалыіикомъ отдѣльной Бѣломорской съемки Лей­ тенанте мъ Михаиломъ Ефимовичемъ Жданко па крейсерахъ яНаѣздникѣ“ п „Вѣстникѣ “ и. слѣдовательно, въ настоящее время имѣются уже точныя дан­ ный, какъ относительно самой гавани, такъ и всей окружающей ее мѣст- иости. Въ упомянутой же выше статьѣ капитана .2 ранга Александра Евге­ ньевича Таратина „Портъ на Мурманскомъ берегу" 50), Екатерининская гавань описана слѣдуюіцимъ образомъ: „Изъ бухтъ, распололгенныхъ въ Кольской губѣ къ сѣверу отъ острова Салыіаго, единственно удобная для устройства порта,— это Екатерининская , іЯ) Юго-восточный—Екатерининская гавань; юго-западный—Пала-губа и западный— туба Оленья. 5") Журналъ „Русское судоходство" № 145. Апрѣль 1894 г., стр. X I-X II. 5*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz