Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
66 ской гавани, который дорога пройдетъ выемкой и тотчасъ же вступитъ на площадку станціи, расположенной у самаго берега юго-восточнаго конца гавани. Относительно гавани конечная станція дороги, по моему мнѣнію, р а с полагается прекрасно, на мѣстѣ, какъ-бы назначенномъ для этого самой Природой: но станціонная площадка будетъ едва только достаточна для раз- мѣщенія небольшого числа разъѣздныхъ и запасныхъ путей, не говоря уже и томъ, что устройство ея будетъ сопряжено съ порядочными работами. Въ виду же соображеній, которыя изложены ниже, рекогносцировка линіи ж е лезной дороги продолжена мною и далѣе. до конца сосѣдней съ гаванью губы Палы. Непосредственно за станціей путь долженъ пересѣчь оврагъ и, на другомъ его берегу, пройти выемкой сѣдловину скалы; затѣмъ, отло гими, скалистыми склонами спуститься ко второму оврагу и послѣ его. пе рехода перевалить черезъ другой скалистый хребетъ, въ которомъ будетъ значительная выемка и даже тонель. Впрочемъ, если не спускаться ко вто рому оврагу, а стараться обойти его возможно выше, то тонель, можетъ быгъ, и не потребуется, но зато, вѣроятно, понадобится пересѣчь озеро, лежащее въ скалахъ на самомъ хребтѣ. Далѣе линія пойдетъ непрерывнымъ спускомъ по скалистымъ косогорамъ, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ очень крутымъ и, наконецъ, въ концѣ Палы-губы заканчивается небольшой станціонной площадкой. Если часть дороги между Екатерининской гаванью и Палой губой разсматривать какъ особую вѣт.вь , то для сокрагценія расходовъ по постройкѣ здѣсь можно было-бы допустить болѣе крупные уклоны. Продолжать рекогносцировку линіи напр., до Оленьей губы, по моимъ соображеніямъ не представлялося надобности, но, повидимому, трудности для проведенія дороги здѣсь будутъ возрастать съ каждымъ шагомъ. Возвращаясь теперь ко всему пройденному пути отъ г. Колы до Е к а терининской гавани и Палы-губы, можно будетъ раздѣлить его по степени трудности на двѣ почти равныя части, отъ Колы до ручья Бѣлокаменнаго, гдѣ проектируется промежуточная станція, и отъ Бѣлокаменнаго ручья до гавани и ТІалы губы. Н а первой половинѣ встрѣчаются только отдѣльныя скалы, грунтъ-же будетъ состоять главнымъ образомъ изъ валуповъ и песку, а вся вторая часть представляем, почти исключительно, однѣ голыя скалы съ причудливыми выступами, впадинами, склонами и обрывами. На первой части могутъ понадобиться въ различныхъ мѣстахъ под- порныя стѣнки, каменныя или валунныя насыпи и гряды на отливной по- лосѣ моря и другія подобныя сооруженья. На всемъ же протяженіи второй части полотно дороги, кромЬ скалистыхъ выемокх, будетъ сплошь состоять изъ разнообразныхъ каменныхъ сооруженій, для которыхъ въ болынинствѣ случаевъ понадобится предварительно устроить основанія въ скалѣ. Самыя- же сооруженія какъ напр., насыпи дороги, подпорныя стѣнки и пр., мо жетъ быть, придется складывать изъ большихъ, правильно околотыхъ кам ней пли даже возводить, изъ каменной кладки, на цементномъ растворѣ. Н а первой части уклоны дороги почти не играютъ роли, на второй- же они пмѣютъ уже большое значеніе. До голыхъ граиитовъ прпмѣненіе 150-ти сажениыхъ радіусовъ закругленій не поведетъ еще къ чрезмѣрнымъ затратамъ, но въ скалахъ разница въ количествѣ и стоимости работъ отъ увеличенія радіуса съ 50-ти до 1 50 саж. будетъ значительная.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz