Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

65 Если устроить три мола отъ берега к ь островамъ Брандвахтѣ, Ниж- нимъ Шуриновымъ и Горячиаскому. то получатся два почти равныхъ по величинѣ бассейна, каждый площадью, примѣрно, въ Ѵ2 квадратпой версты. При томъ, бассейны эти все еще будутъ слишкомъ открыты для волненія, которое въ этой части Кольской губы бываетъ громадное. Длина каждаго бассейна около 4 7 0 саж., а ширина— одного 2 5 0 саж. и другого— 17 0 саж. По этому, хотя входъ въ нихъ парусныхъ судовъ и возможенъ при всякихъ вѣтрахъ, но остановка разогнавшагося судаа будетъ затруднительна, особенно, когда въ гавани уже стоятъ другія суда. Длина береговой линіи, считая по берегу и моламъ, въ каждомъ бассейнѣ составитъ около 2 ,4 версты. Наконецъ, самый берегъ крайне неудобенъ для развитія желѣзнодорож- ныхъ путей и размѣщееія пакгаузовъ и другихъ портовыхъ сооруженій. Если къ такому порту присоединить даже заливчикъ, лежащій къ югу отъ мыса Шуринова, о которомъ упомянуто выше, то и тогда портъ немного увеличится. — 2) Мѣста эти слишкомъ близки къ военному порту, центръ котораго будетъ находится въ Екатерининской гавани и даже могутъ понадобиться военному порту^ Напр., здѣсь размѣстятся склады съѣстныхъ матеріаловъ, топлива и прочихъ хозяйственныхъ предметовъ, которые, какъ и прѣсная вода, должны отправляться по фронтамъ, расположеннымъ на островахъ, па обоихъ берегахъ Кольской губы или гдѣ нибудь по Мурманскому берегу. Въ бассейнахъ этихъ будутъ стоять транспортныя и различныя служебныя портовЫя суда и здѣсь же могуть приниматься различные грузы, ирибы- вающіе въ военный портъ на океанскихъ судахъ. Всѣ береговыя площадки необходимы здѣсь не только для укладки желѣзнодорожныхъ пристанныхъ путей, по, главнымъ образомъ, для военныхъ парковыхъ путей, такъ какъ въ самой Екатерининской гавани мѣсто для станціонной площадки очень пе велико. Однако, въ этой части Кольской губы необходимъ какой-нибудь пріютъ для коммерческихъ судовъ, которыя, направляясь въ Кольскій торговый портъ, расположенный за Абрамовой пахтой, должны будутъ ожидать въ зимнее время ледокола. Такой пріютъ, я полагаю, они могутъ найти къ сѣверу отъ Питькова оврага за плечомъ берега, защшцающимъ- это мѣсто отъ сѣвернаго вѣтра, развивающаго въ губѣ наибольшее волненіе. Н а картѣ Гидрографическаго Департамента Морского Министерства тутъ показаны глубины въ 6 саж.; поэтому, въ случаѣ надобности, для нихъ можно было бы устроить здѣсь даже особую гавань, а также телеграфный постъ. Оврагъ, въ который поворачиваетъ линія желѣзной дороги для под­ хода къ Екатерининской гавани, имѣетъ крутое паденіе и раздѣляется с к а ­ листыми выступами береговъ на двѣ котлообразный части. Полотно дороги должно будетъ идти здѣсь въ подъемъ и извиваться кривыми, при чемъ р а ­ боты будутъ довольно серьезныя. Но, во всякомъ случаѣ, я полагалъ бы не пересѣкать оврага, для того, чтобы рядомъ съ желѣзной дорогой здѣсь мо­ жно было устроить и простую дорогу для обыкповеннаго сообщенія Е к а т е ­ рининской гавани съ губою Кислой и попутными береговыми батареями. Оврагъ заканчивается ущельемъ съ переваломъ лога къ Екагериннн- 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz