Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

64 нову. Южнѣе мыса Шуринова, въ бухтѣ, отдѣляемой отъ губы островомъ Шуриновымъ, небольшая, но хорошая стоянка для судовъ. Здѣсь было когда-то промысловое становище Шуринова, отъ фамиліи котораго островъ и мысъ получили свое названіе. Въ сѣдловинѣ мыса Шуринова и въ оврагѣ текущаго за нимъ ручья есть залежи мелкаго песку. Если не спускать линію очень низко, то можно пройти черезъ сѣд- ловину ПІуриновскаго мыса на высотѣ 9— 11 саж. (опред. бар.), но к а ­ жется лучше будетъ вести ее низомъ, по берегу, въ обходъ мыса. Съ сѣверной стороны мысъ склоняется къ водѣ крутымъ, скалистымъ косорогомъ, а за нимъ впадаетъ въ губу ручей, вытекающій изъ глубокаго и длиннаго ущелья, раеширяющагося на берегу Кольской губы въ обшир­ ную котловину, середину которой занимаете небольшая отдѣльная скалистая возвышенность. Берега ручья, гдѣ песчанный грунте, поросли мѣстами ра з­ личными лиственными деревьями и травою. . За котловиною къ берегу губы подходитъ неправильный, крутой, обры­ вистый гранитный косогоръ, потомъ отлогій, но такой же голый, скалистый косогоръ круглаго выступа. Далѣе, впадина берега съ валуннымъ грунгомъ. Послѣ этой впадины начинается постепеннымъ расширеніемъ длинная пло­ щадка. Входной клинъ ея, протяженіемъ около 150 саж., едва возвышается надъ уровнемъ болыпихъ прибоевъ волнъ, такъ что незаливаемая часть его, состоящая преимущественно изъ валуновъ и песчаннаго грунта, имѣетъ ши­ рину всего саж. 1 0— 15. Сама площадка шириною 2 0— ВО саж. тянется еще саж. на 8 0 0 и состоитъ изъ голыхъ скалъ со впадинами и буграми, при среднемъ возвышеніи надъ уровнемъ моря около 2— 3 саж. Береговыя скалы круто спускаются къ пющадкѣ. За площадкой, на длинѣ около 75 саж., падаетъ прямо въ воду отвѣсная •скала и на высотѣ, прпмѣрно, 3 -хъ саж. надъ уровнемъ воды отвѣсъ ея переходить въ склонъ нѣсколько круче оди- ночнаго. Въ пахту эту придется врѣзаться выемкой. Далѣе саж. на 1 5 0 идетъ скала съ поперечнымъ уклономъ 1 : 1 . Обогнувъ послѣднюю, линія желѣзной дороги повернетъ въ скалистый оврагъ, который и приведетъ ее въ Екатерининскую гавань. Между мысомъ Шуриновымъ и поворотомъ линіи въ этотъ оврагъ находится то мѣсто Кольской губы, гдѣ г. Таратинъ реко­ мендуете устройство торговаго п о р т а 4S). Оно образуется двумя маленькими заливами Горячинскимъ и Кислымъ, отдѣленными отъ губы островами Го- рячинскимъ, Нижними Шуриновыми и Брандвахтой и, по моему мнѣнію, не годится для сказанной цѣла: 1) Оно слишкомъ мало для коммерческаго порта и въ будущемъ не пускаете никакого его развитія. и ) „Русское судоходство" ІѴ» 145, апрѣль 1894 г., статья: „Портъ на Мурманскомъ бе­ регу". А. Е. Т. ..Но разъ устраивается здѣсь военный портъ, проводится ж елѣзная дорога, телеграфъ,—то на ряду съ этиыъ, уж е само собою развивается торговый портъ. Мѣсто здѣсь настолько удобное, что торговый портъ не м ѣ ш а е т с я съ военнымъ; для торговаго порта имѣется прекрасная гавань въ Горячинской и Кислой губѣ, расположенной въ одной верстѣ отъ гавани Екатерининской. М ежду Кислой губой и гаванью лежитъ прямой, д о­ вольно возвышенный логъ, могущій служить прекраснымъ мѣстомъ для поетроекъ- З аходъ и выходъ въ Кислый и Горячинскій заливъ для парусныхъ судовъ удобенъ при всякомъ вѣтрѣ. Расчистивъ пески и устроивъ загражденіе между материкомъ и остр. Брандвахтой, а также между берегомъ и остр. Нижнимп Шуриновыми, получаются богатѣйшія двѣ г а ­ вани, изъ которыхъ Горячинская, будетъ служить и прекраснымъ іііѣстомъ для зимовки морскихъ судовъ и промысловыхъ лодокъ“. . . .. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz