Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
64 нову. Южнѣе мыса Шуринова, въ бухтѣ, отдѣляемой отъ губы островомъ Шуриновымъ, небольшая, но хорошая стоянка для судовъ. Здѣсь было когда-то промысловое становище Шуринова, отъ фамиліи котораго островъ и мысъ получили свое названіе. Въ сѣдловинѣ мыса Шуринова и въ оврагѣ текущаго за нимъ ручья есть залежи мелкаго песку. Если не спускать линію очень низко, то можно пройти черезъ сѣд- ловину ПІуриновскаго мыса на высотѣ 9— 11 саж. (опред. бар.), но к а жется лучше будетъ вести ее низомъ, по берегу, въ обходъ мыса. Съ сѣверной стороны мысъ склоняется къ водѣ крутымъ, скалистымъ косорогомъ, а за нимъ впадаетъ въ губу ручей, вытекающій изъ глубокаго и длиннаго ущелья, раеширяющагося на берегу Кольской губы въ обшир ную котловину, середину которой занимаете небольшая отдѣльная скалистая возвышенность. Берега ручья, гдѣ песчанный грунте, поросли мѣстами ра з личными лиственными деревьями и травою. . За котловиною къ берегу губы подходитъ неправильный, крутой, обры вистый гранитный косогоръ, потомъ отлогій, но такой же голый, скалистый косогоръ круглаго выступа. Далѣе, впадина берега съ валуннымъ грунгомъ. Послѣ этой впадины начинается постепеннымъ расширеніемъ длинная пло щадка. Входной клинъ ея, протяженіемъ около 150 саж., едва возвышается надъ уровнемъ болыпихъ прибоевъ волнъ, такъ что незаливаемая часть его, состоящая преимущественно изъ валуновъ и песчаннаго грунта, имѣетъ ши рину всего саж. 1 0— 15. Сама площадка шириною 2 0— ВО саж. тянется еще саж. на 8 0 0 и состоитъ изъ голыхъ скалъ со впадинами и буграми, при среднемъ возвышеніи надъ уровнемъ моря около 2— 3 саж. Береговыя скалы круто спускаются къ пющадкѣ. За площадкой, на длинѣ около 75 саж., падаетъ прямо въ воду отвѣсная •скала и на высотѣ, прпмѣрно, 3 -хъ саж. надъ уровнемъ воды отвѣсъ ея переходить въ склонъ нѣсколько круче оди- ночнаго. Въ пахту эту придется врѣзаться выемкой. Далѣе саж. на 1 5 0 идетъ скала съ поперечнымъ уклономъ 1 : 1 . Обогнувъ послѣднюю, линія желѣзной дороги повернетъ въ скалистый оврагъ, который и приведетъ ее въ Екатерининскую гавань. Между мысомъ Шуриновымъ и поворотомъ линіи въ этотъ оврагъ находится то мѣсто Кольской губы, гдѣ г. Таратинъ реко мендуете устройство торговаго п о р т а 4S). Оно образуется двумя маленькими заливами Горячинскимъ и Кислымъ, отдѣленными отъ губы островами Го- рячинскимъ, Нижними Шуриновыми и Брандвахтой и, по моему мнѣнію, не годится для сказанной цѣла: 1) Оно слишкомъ мало для коммерческаго порта и въ будущемъ не пускаете никакого его развитія. и ) „Русское судоходство" ІѴ» 145, апрѣль 1894 г., статья: „Портъ на Мурманскомъ бе регу". А. Е. Т. ..Но разъ устраивается здѣсь военный портъ, проводится ж елѣзная дорога, телеграфъ,—то на ряду съ этиыъ, уж е само собою развивается торговый портъ. Мѣсто здѣсь настолько удобное, что торговый портъ не м ѣ ш а е т с я съ военнымъ; для торговаго порта имѣется прекрасная гавань въ Горячинской и Кислой губѣ, расположенной въ одной верстѣ отъ гавани Екатерининской. М ежду Кислой губой и гаванью лежитъ прямой, д о вольно возвышенный логъ, могущій служить прекраснымъ мѣстомъ для поетроекъ- З аходъ и выходъ въ Кислый и Горячинскій заливъ для парусныхъ судовъ удобенъ при всякомъ вѣтрѣ. Расчистивъ пески и устроивъ загражденіе между материкомъ и остр. Брандвахтой, а также между берегомъ и остр. Нижнимп Шуриновыми, получаются богатѣйшія двѣ г а вани, изъ которыхъ Горячинская, будетъ служить и прекраснымъ іііѣстомъ для зимовки морскихъ судовъ и промысловыхъ лодокъ“. . . .. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz