Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
63 изъ Колы въ Архангельскъ. Воспользовавшись этимъ рейсомъ его, мы отпра вились на немъ въ экскурсію на островъ Кильдинъ, куда насъ привлекали особые вопросы, не относившіеся прямо къ желѣзнодорожному дѣлу 47). Но и тамъ мы нашли поучительную для постройки Мурманской дороги вещь,— это домъ колониста, норвежца Ивана Эриксона. Домъ деревянный, двухэта жный съ крыльцомъ, балкономъ и флагштокомъ, безъ фундамента, кровля изъ дерна. Два нижнихъ вѣпца (до пола) бревенчатые, затѣмъ (до оконъ) четыре вѣнца изъ двухъ-вершковыхъ досокъ, и остальная часть сруба изъ 1Ѵа -верш, досокъ со шпунтами въ которые загнаны (и то не вездѣ), рейки. Срубъ, по мѣрѣ достатка, постепенно, но плотно, обшивается съ обѣихъ сторонъ тесомъ. Рамы двойныя, съ разстояніями между ними 1 * / 2 верш. ІІечи кирппчныя и чугунныя. Говорятъ тепло. Семейство большое народъ рослый, здоровый, привѣтливый. Живутъ зажиточно и чисто. Вернувшись съ Кильдина мы опять принялись за прерва.нныя на время занятія. У острова Ріильдина мы къ сожалѣпію должны были разстаться .съ двумя нашими сотрудниками: борономъ Е . А. Таубе, который спѣшилъ по своимъ дѣламъ на Уралъ, и Я. И. Лейцингеромъ, возвращавшимся въ Архангельскъ. Виды Екатерининской гавани были сняты Яковымъ Ивалови- чемъ еще рапѣе и такимъ образомъ у насъ составилась почти полная п а норама лѣваго берега Кольской губы. Отлогій склонъ скалы, на которомъ мы остановились со своей линіей, вскорѣ опять сливается со скалистыми обрывами, имѣющими общій попе речный уклонъ 1 : 1 — -1 : 1*/2. Но выше этихъ обрывовъ есть легкія пока тости, иа которыхъ и желательно держать линіго. Во всякомъ случаѣ, пе- реходъ къ этимъ покатостямъ потребуетъ уст]іойства подпорной стѣнки съ отверстіемъ для пропуска ручья, падающаго сверху каскадами въ выдол бленные имъ въ скалѣ небольшіе бассейны, а также пересѣченія скалистаго оврага, глубиною саж. 8— 4. Далѣе встрѣчается большой оврагъ ІІнтьковъ, устье котораго раздѣляется на двое скалистымъ гребнемъ. Изъ Питькова оврага линія опять круто повернетъ къ губѣ и должна подняться выше пахты лѣваго ея берега, но за тѣмъ она сейчасъ же в с т р е тите котлообразную впадипу. Послѣ этого она встуиитъ на скалистые косо горы съ • бугристыми выступами и впадинами и съ общимъ поперечнымъ уклопомъ 1 : 3 — 1 : 4 . Пройдя этотъ косогоръ, она перевалить въ широкую, болотистую низину, причемъ, сохраняя болѣе прямое наиравленіе, удалится отъ берега губы, на которомъ выдалась мысомъ отдѣльная скалистая воз вышенность. Отъ оврага Питькова до конца широкой болотистой низины можетъ быть испробованъ другой варьянтъ линіи, по дну ущелья, отдѣляющагося отъ Питькова оврага у верхней части упомянутаго выше скалистаго гребня и выходящаго другимъ копцомъ къ сказанной болотистой низинѣ. Если уклоны по варьянту выйдутъ, то направленіе его будетъ удобпѣе и короче. Отъ точки соединенія обоихъ варьянтовъ начнется спускъ липіи желѣзной дороги сначала по болотистому склону низины, а затѣмъ по скалистымъ обрывистымъ откосамъ берега, по которымъ она подойдетъ къ мысу ГПури- 4Г! Изслѣдованіе реликтоваго озера съ морской фауной и съемка для члена Геоло- гичеекаго Комитета, Ѳ. Н. Чернышева, поперечныхъ профилей берега по террасамъ. -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz