Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

63 изъ Колы въ Архангельскъ. Воспользовавшись этимъ рейсомъ его, мы отпра­ вились на немъ въ экскурсію на островъ Кильдинъ, куда насъ привлекали особые вопросы, не относившіеся прямо къ желѣзнодорожному дѣлу 47). Но и тамъ мы нашли поучительную для постройки Мурманской дороги вещь,— это домъ колониста, норвежца Ивана Эриксона. Домъ деревянный, двухэта­ жный съ крыльцомъ, балкономъ и флагштокомъ, безъ фундамента, кровля изъ дерна. Два нижнихъ вѣпца (до пола) бревенчатые, затѣмъ (до оконъ) четыре вѣнца изъ двухъ-вершковыхъ досокъ, и остальная часть сруба изъ 1Ѵа -верш, досокъ со шпунтами въ которые загнаны (и то не вездѣ), рейки. Срубъ, по мѣрѣ достатка, постепенно, но плотно, обшивается съ обѣихъ сторонъ тесомъ. Рамы двойныя, съ разстояніями между ними 1 * / 2 верш. ІІечи кирппчныя и чугунныя. Говорятъ тепло. Семейство большое народъ рослый, здоровый, привѣтливый. Живутъ зажиточно и чисто. Вернувшись съ Кильдина мы опять принялись за прерва.нныя на время занятія. У острова Ріильдина мы къ сожалѣпію должны были разстаться .съ двумя нашими сотрудниками: борономъ Е . А. Таубе, который спѣшилъ по своимъ дѣламъ на Уралъ, и Я. И. Лейцингеромъ, возвращавшимся въ Архангельскъ. Виды Екатерининской гавани были сняты Яковымъ Ивалови- чемъ еще рапѣе и такимъ образомъ у насъ составилась почти полная п а ­ норама лѣваго берега Кольской губы. Отлогій склонъ скалы, на которомъ мы остановились со своей линіей, вскорѣ опять сливается со скалистыми обрывами, имѣющими общій попе­ речный уклонъ 1 : 1 — -1 : 1*/2. Но выше этихъ обрывовъ есть легкія пока­ тости, иа которыхъ и желательно держать линіго. Во всякомъ случаѣ, пе- реходъ къ этимъ покатостямъ потребуетъ уст]іойства подпорной стѣнки съ отверстіемъ для пропуска ручья, падающаго сверху каскадами въ выдол­ бленные имъ въ скалѣ небольшіе бассейны, а также пересѣченія скалистаго оврага, глубиною саж. 8— 4. Далѣе встрѣчается большой оврагъ ІІнтьковъ, устье котораго раздѣляется на двое скалистымъ гребнемъ. Изъ Питькова оврага линія опять круто повернетъ къ губѣ и должна подняться выше пахты лѣваго ея берега, но за тѣмъ она сейчасъ же в с т р е ­ тите котлообразную впадипу. Послѣ этого она встуиитъ на скалистые косо­ горы съ • бугристыми выступами и впадинами и съ общимъ поперечнымъ уклопомъ 1 : 3 — 1 : 4 . Пройдя этотъ косогоръ, она перевалить въ широкую, болотистую низину, причемъ, сохраняя болѣе прямое наиравленіе, удалится отъ берега губы, на которомъ выдалась мысомъ отдѣльная скалистая воз­ вышенность. Отъ оврага Питькова до конца широкой болотистой низины можетъ быть испробованъ другой варьянтъ линіи, по дну ущелья, отдѣляющагося отъ Питькова оврага у верхней части упомянутаго выше скалистаго гребня и выходящаго другимъ копцомъ къ сказанной болотистой низинѣ. Если уклоны по варьянту выйдутъ, то направленіе его будетъ удобпѣе и короче. Отъ точки соединенія обоихъ варьянтовъ начнется спускъ липіи желѣзной дороги сначала по болотистому склону низины, а затѣмъ по скалистымъ обрывистымъ откосамъ берега, по которымъ она подойдетъ къ мысу ГПури- 4Г! Изслѣдованіе реликтоваго озера съ морской фауной и съемка для члена Геоло- гичеекаго Комитета, Ѳ. Н. Чернышева, поперечныхъ профилей берега по террасамъ. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz