Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
62 южвѣе Сальнаго острова, гдѣ стоите на берегу промысловая избушка и деревянный кресте, мы поднялись прямо въ гору, чтобы взглянуть во внутрь страны и по направленно къ Екатерининской гавани и посмотрѣть, не пред ставляется ли возможности пройти въ гавань прямымъ путемъ. За первой возвышенностью оказалось прямое и довольно широкое ущелье, идущее па раллельно берегу. Высота его надъ уровнемъ моря но барометру 8 4 ,С1 саж.; за второй, нисколько большей возвышенностью— 4 5 , 72 саж., лежитъ поря дочное озеро прѣсной воды. Наконецъ, съ вершины третьей скалы, на высотѣ 5 0 , 49 саж ., открылись широкіе виды на всю эту голую, скалистую пустыню, прорѣзанную по всѣмъ направленіямъ каменными волнами, обрывами и ущельями. . Н а берегу не хорошо, а тутъ и того хуже! Если вести линію желѣзной дороги но берегу губы, то дѣло придется имѣть главнымъ образомъ съ закругленіями пути, а въ лабиринтѣ скалъ внутренней страны, кромѣ того и съ уклонами. Причемъ, линія внутри страны можетъ выйти не только не короче, но значительно длиннѣе. Количество работъ, полагаю, будеть тамъ также несравненно больше. Природа уже выров няла нѣсколько береговыя скалы и здѣсь болѣе сдвиговъ и осыпей, чѣмъ внутри страны, а это также благопріятнѣй для постройки желѣзной дороги. Въ виду всего этого я рѣшилъ отдать безусловное гіредпочтеніе береговой линіи. Капитанъ административна™ парохода „Мурманъ", К. В. Нюхаловъ, говорилъ мнѣ, что ему вѣсколько разъ приходилось ѣздить зимою изъ Екате рининской гавани въ Колу горами. Лопари, конечно, выбираютъ кратчайшій и удобнѣйшій путь, тѣмъ не менѣе ѣхать приходится все время съ горы на гору и на весь перегонъ требуется отъ 14 до 20 часовъ времени. Это отчасти также указываете, какова внутренность страны. Отъ Колы до Ека те рининской гавани по водѣ считается 45 верстъ, а по ровной дорогѣ олени бѣгутъ не менѣе 10 верстъ въ часъ. Поэтому путь горою много длиннѣе или песравненно труднѣе. Но очевидно, тутъ въ извѣстной степени склады ваются оба эти обстоятельства. Однажды мы прошли отъ Шуринова мыса, въ Екатерининскую гавань на прямикъ черезъ горы. Вся мѣстность, на сколько можно было ее видѣть во внутренность страны, имѣетъ серьезный, горный характеръ. Кромѣ вы соте и пониженій здѣсь на каждомъ шагу встрѣчаются всевозможныя неожи данности: обрывы, озера, котлообразныя впадины, ущелья, долины и т. п. Какъ, однако, ни грозна холодная, каменная пустыня, въ ней есть свои обитатели. Н а горѣ мы нашли выводокъ альпійскихъ куропатокъ (Lagopus rnutus), которыя впослѣдствіи попадались х-гамъ всегда только въ такихъ безо- традныхъ мѣстахъ. Онѣ подпускали насъ на нѣсколько шаговъ и видимо опасались собаки больше, чѣмъ человѣка. Конечно, прекрасныя шкурки ихъ тотчасъ же поступили въ орнитологическую коллекцію моихъ спутниковъ и потомъ были переданы ими въ музей Академіи Наукъ съ другими плодами ихъ охоты. Пока мы разсматривали скалистую пустыню, на насъ набѣжали два оленя и остановились какъ разъ передъ объективомъ фотографическаго аппа рата . но только что Я. И. Лейцингеръ сталъ подходить, чтобы снять ихъ, они бросились на утекъ. Возвратившись къ берегу, мы ѵвидѣли пароходъ „Ломоносовъ", шедшій
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz