Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
61 для поетроекъ и расіпиренія станціонаой площадки, защищено отъ сѣвер- ныхъ вѣтровъ. Въ случаѣ надобности, тутъ же можетъ быть устроена не большая пристань. Крупный суда, конечно, рѣдко будутъ ею пользоваться, но мелкія, мѣстныя, могутъ часто у нея останавливаться. Начиная отъ Бѣлокаменной бухты въ Кольской губѣ уже довольно Сильно замѣчается разница въ морской фаунѣ; вѣроятно, въ вершинѣ губы вода слишкомъ еще прѣсна для нея. Н а отливной полосѣ бухты въ боль- шомъ числѣ появляются морскіе желуди (Balanus), створки раковииъ Pecten. Cardium. Mytilus* ) и друг.; въ губѣ встрѣчаются дельфины и киты, а также, въ извѣстное время года, ловятся сельди и акулы. Отъ Кулонги береговыя вараки продолжаютъ постепенно понижаться и спускаются къ низкому, но далеко вдавшемуся въ губу, Великому мысу. За Бѣлокаменной бухтой линія желѣзной дороги будетъ захватывать наволоки небольшими выемками и между ними пройдетъ по широкимъ отливнымъ полосамъ бухтъ, гдѣ полотно должно быть ограждено грядами валуновъ; но вскорѣ ее надо будетъ вести въ подъемъ, потому что еще до Великаго мыса берегъ зазубренъ рядомъ до вольно развитыхъ зачатковъ наволоковъ и впадинъ, а за Великимъ мысомъ берегъ становится еще менѣе удобнымъ и начинаются голыя береговыя скалы, съ неправильными по мѣстамъ распредѣленіями остатковъ валуннаго и песчанаго грунта, едва прикрытыя торфяниками и растительностью. Но надо полагать, - что уже отъ Кулонги покрытіе скалъ песчано-валуннымъ грунтомъ невелико, и въ выемкахъ. тамъ чаще начнетъ попадаться сплошная скала. Непосредственно за Великимъ мысомъ берегъ падаетъ къ водѣ кру- тымъ, высокимъ откосомъ, гдѣ линію желѣзной дороги желательно провести верхомъ. Далѣе идетъ рядъ низкихъ, голыхъ скалистыхъ мысовъ, но попа даются и довольно ровныя площадки. Придерживаясъ берега, лннія дороги будетъ извиваться и въ то же время опускаться и подниматься уклонами- З а Ш ар ій— паволокомъ узкій заливъ глубоко врѣзался въ земно и его придется пройти насыпью по отливной полосѣ. Н а другомъ его берегу обрывъ хрящевато-валуннаго песку и небольшой, скалистый мысъ съ крутымъ оди- ночнымъ откосомъ. Далѣе слѣдуютъ пологіе. косогоры и узкія террасы, по- крытыя растительностью, и заливъ, который также надо пересѣчь по отлив ной полосѣ. Послѣ пересѣченія этого залива, линія начнетъ подниматься для обхода маленькихъ мысовъ и губокъ и для достиженія на высотѣ 9— 10 саж. надъ уровнемъ моря 4S) площадки, расположенной у подножія огромной вертикальной скалы. Площадка эта сходитъ на нѣть къ камен- нымъ обрывамъ той же скалы съ общимъ поперечнымъ уклономъ, при- мѣрно 1 : 1 . Желѣ зная дорога должна будетъ пройти этотъ крутой и обры вистый, скалистый косогоръ, н а протяженіи около 1 60 саж., выемкою, при чемъ сверху ее надо защитить отъ всякихъ обваловъ и заносовъ съ устрой ствомъ правильнаго пропуска для падающей со скалъ воды. За этимъ мѣ- стомъ верхній откосъ скалы, по которому пройдетъ линія желѣзной дороги, на выеотѣ около 17 саж. 46) отъ уровня моря, отлогій. Тутъ же, немного *) Животныя опредѣлялись моими спутниками. і:>) Определено уровнемъ и рейками. “•) Опредѣлено барометромъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz