Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
59 скалъ становятся выше, рѣзче и угрюмѣй. Очертапія лѣваго берега гораздо мягче, не смотря на то, что уже отъ Великаго мыса, онъ также постепенно переходить въ голыя скалы и только за Екатерининской гасаныо берегъ этотъ почти не уступаете суровостью своею правому. Такая разница въ очертаніи береговъ вѣроятно происходите отъ наклона пластовъ скалистой коренной породы, которые поставлены почти на голову. На правомъ берегу они склоняются нѣсколько на воду, па лѣвомъ же склоны ихъ идутъ отъ воды. Вслѣдствіе сего, обрушенія праваго берега весьма незначительны и онъ болѣе сохранилъ свои отвѣсныя формы, тогда какъ скалы лѣваго бе рега могли отдѣляться по плоскостямъ спайности, скользить по нимъ и п а дать въ глубину, почему берегъ изъ отвѣснаго превратился въ болѣе отло- гій. Отдѣлившіяся, такимъ образомъ, отъ массы берега мелкія части дроби лись при падепіи и исчезали, образуя отсыпи и отмели, а цѣлыя громады ложились въ губѣ скалистыми островами, лудами и коргами. По такой пра- чинѣ глубины лѣвой части губы должны быть вообще меньше глубинъ пра вой ея части. Но, кромѣ того, въ скалахъ лѣваго берега можно наблюдать различныя трещины, осѣданія и сдвиги, иногда громадныхъ массъ, или лучше сказать цѣлыхъ горъ, которыя, очевидно, находились въ движеніи, но затѣмъ, опять пришли въ равновѣсіе. Кромѣ скалъ. раздробленныхъ по различнымъ направленіямъ на болѣе или менѣе мелкія части дѣйствіемъ какого-либо, напора, часто можно ви- дѣть четыре характерныхъ признака бывшихъ осѣданій. 1. Часть скалы осѣла, не отклоняясь отъ сосѣдней съ нею части. 2. Часть скалы осѣла и отклонилась отъ сосѣдпей части. Образовав шаяся трещина, засоренная мелкими кусками камня, пескомъ и остатками растеиій, имѣетъ незначительную ширину,— отъ нѣсколышхъ дюймовъ до нѣсколькихъ фут., при глубинѣ до 1— 2 саж. и болѣе. . 3. Скала разсѣлась на двое и трещина засыпана кусками верхнихъ разрушенныхъ частей и покрыта болотомъ. Такія ущелья въ нисколько саж. шириною достигаютъ глубины въ 10 и болбе саж. 4. Кромѣ такихъ трещинъ и ущелій на верхнихъ площадяхъ лѣваго берега повсѣмѣстно встрѣчаются продолговатыя, болотистыя долины въ го- лыхъ, скалистыхъ берегахъ. Можетъ быть и такія долины, шириною въ нѣсколькихъ десятвовъ саженъ, слѣдуетъ объяснить подобными же провалами. ТреіДины, ущелья и особенно долины имѣютъ иногда большое протя- женіе. Всѣ эти признаки бывшаго движенія каменныхъ массъ свидетель - ствуютъ о разрѵшеніи скалистыхъ породъ поднятіемъ материка или его стяженіемъ. И можетъ быть наибольшее дѣйсгвіе иодземныхъ силъ въ этой мѣстности проявилось образованіемъ главной трещины по линіи Кольской губы и теченія рѣки Туломы. Если это предположеніе справедливо, то вѣ- роятно ту же самую трещину можно было бы прослѣдить подробными про- мѣрами и на днѣ океана, гдѣ признаки ея могутъ сохраняться, несмотря на сглаживающія дѣйствія океанскихъ теченій. Къ сожалѣнію, на картѣ Гигрографическаго Департамента Морскаго Мвд^^герства, 1840 г., противъ устья Кольской губы не показано никаких^(Г,,л;убинъ, по которымъ можно было бы сколько-пибудь судить о правильности сдѣланнаго предположевія, скачки же въ показанныхъ на этой картѣ глубинахъ самой губы, по моему мнѣнію, скорѣе подтверждаютъ его, чѣмъ опровергают^. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz