Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
58 Ту.лома, впадавшая въ океанъ, гдѣ нибудь далѣе, и не ближе, какъ га Мы- щаковскимъ наволокомъ. Вслѣдствіе же подвятія суши или стяженія мате рика по нацравлепію течепія Туломы, какъ по липіи наименыиаго сопро- тивленія, образовалась громадная трещина, черезъ которую ворвавшееся море проникло даже за Колу, отбросивъ туда и устье Туломы. Большая часть дна замкнутаго ледниковаго бассейна, который распространялся вѣроятно до Абрамовой пахты, со всѣми его глинами и песками поступила на заполне ние трещины, куда снесены водою подобные же матеріалы и съ ея краевъ. Остатки этихъ ледниковыхъ отложеній мы видимъ теперь по берегамъ Лавны и Росты и отчасти въ отмеляхъ, окаймляющихъ берега губы. У Абрамовой пахты образованіе трещины выразилось паденіемъ въ нее части скалы, ко торая превратилась въ островокъ Семеновъ и обнажающуюся при отливѣ огмель. У города Колы поднятіе суши съ образованіемъ трещины должно было выразиться нѣсколько иначе. Воды Туломы понизились до уровня моря, вслѣдствіе чего Кола стала энергичнѣе переливаться изъ своего ледииковаго озера черезъ Салавараку и болѣе размывать ее, пока совершенно не про ложила себѣ пути черезъ эту преграду и не протекла сплошною рѣкою, прокопавшею себѣ русло на днѣ озера. Въ остальныхъ частяхъ Туломы бе рега ея удалились другъ отъ друга и частью обрушились в ь трещину,, частью снесены туда водою и морозомъ. Слѣды такихъ обрушеній и дѣй- ствія воды можно отчасти усмотрѣть въ зазубринахъ береговъ, состоящихъ изъ безчисленныхъ мелкихъ впадинъ и выступовъ, мѣстами довольно пра- вильпыхъ и большею частью спускающихся прямо къ водѣ независимо отъ главпыхъ изгибовъ берега. Контуры же треіцинъ, можетъ быть, дополняются краями, окаймляющихъ берега, отмелей. Наконецъ, новое устье Туломы въ прежнихъ частяхъ верхняго ея теченія должно было выразиться порогами и водопадами, которые по сейчасъ еще не успѣли сгладиться и отойти къ Но- тозеру. За Лавпой, къ берегу Кольской губы надвигается своими скалистыми обрывами Выдренная варака, но между ея обрывомъ и урѣзомъ воды есть небольшая полоса отлогости. За этой горой идетъ полукруглая бухта, со вершенно осыхающая при отливѣ, въ которую впадаетъ ручей Выдренный, а за нею далеко выступаетъ въ Кольскую губу Мыщаковскій наволокъ 1,:), и со скалы течетъ водопадъ ручеекъ Гремяха. Рядомъ съ Мыщаковской варакой стоитъ Кіевъ-варака и между ними также ручеекъ. Береговая линія отъ начала К іевъ -вараки до рѣчки Кулонги довольно ровная, хотя и зазубрена зачатками паволоковъ. Откосъ берега средней крутизны и подходитъ къ самой водѣ, или передъ нимъ остается небольшая полоска меньшей отлогости. Высоты вершгінъ берега до рѣчки Кулонги постепенно понижаются. Противоположный берегъ Кольской губы вообще гористѣй и неправиль- нѣй лѣваго; начиная же отъ Мыщаковской вараки онъ состоитъ изъ кру- тыхъ, высокихъ пахть, у подошвы которыхъ даже въ низкую воду не видпо отливной полосы. Отъ ' • хнаткиной пахты онъ изрѣзанъ глубокими зали вами, и чѣмъ далѣе къ в'ы.^ду въ океанъ, тѣмъ контуры его громадныхъ 43) На картѣ Гіідрографическаго Департамента Морского Министерства, 1840 г., Мы- щаковскш наволокъ иазванъ мысоігь Мпшуковымъ, а Выдренный ручей—ручьемъ „.Выдра". Мнѣ кажется, что контуры этого мыса н губы на картѣ не совсѣмъ правильны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz