Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

скаго Департамента Морского Министерства 1 8 4 0 г. показана въ 5, 9 и 7 саж. 6-ти футовой мѣры, слѣдовательно, около 4, 8 и 6 саженъ. Въ общемъ, для устройства большого коммерческ ая порта, Кольскую пристань нельзя назвать хорошею, уже потому, что для этого врядъ ли будетъ достаточна ея длина, но думаю, что она еще долго и съ успѣхомъ можетъ служить дѣлямъ торговли, которая неминуемо направится сюда съ постройкой желѣзной дороги. Впрочемъ, при значительныхъ расходахъ, отличная пристань можетъ быть устроена у общирныхъ, обнажающихся при отливѣ, отмелей праваго берега губы, которыя потребуется поднять насыпью. Береговую линію здѣсь можно развить на болыпомъ протяженіи и насып- ныя площади будутъ широкія и ровныя. Такія пристани праваго берега должны быть соединены тогда съ желѣзною дорогою особою вѣтвыо съ мостомъ черезъ рѣку Колу. • Общій характеръ мѣстности лѣваго берега губы отъ города до Абра­ мовой пахты косогорный; берегъ сосгоитъ изъ непрерывно чередующихся маленькихъ губокъ и мысковъ или впадинъ и выступовъ, состоящихъ изъ валуновъ, налегающихъ на пе'счаномъ грунтѣ, смѣшанномъ съ такими же валунами. Количество валуновъ въ выступахъ больше, чѣмъ во впадинахъ и поперечные склоны выступовъ къ водѣ круче. Выше береговые выступы и впадины сглаживаются или переходятъ въ неправильные бугры изъ круп- ныхъ валуновъ, уклоны косогора становятся круче и, наконецъ, получается общій видъ гористаго берега, по крыта го внизу мелкимъ березнякомъ, а да- лѣе хвойнымъ и мѣшаннымъ лѣсомъ. Полоса отлива состоитъ изъ песку или скопленій валуновъ, поросшихъ скользкими, пузырчатыми водорослями (Fucus) грязно-желто-зеленаго цвѣта. Полоса эта у берёговыхъ выступовъ большею частью узкая и круто падаю­ щая въ воду, въ губахъ же она расширяется, при чемъ, ровная или слегка волнистая поверхность ея болѣе или менѣе- горизонтальна и иногда бываетъ ограждена по урѣзу убылой воды нѣкоторымъ возвышеніемъ съ грядою валу­ новъ. Непосредственно за отливного полосой дно губы обыкновенно быстро уходитъ въ глубину. , Разница высоты морскахъ прпливовъ и отливовъ на планѣ города Колы описи Лейтенанта Рейнеке 1 8 2 6 г. значится 1' и В", и по нашей нивел- лпровкѣ уровнемъ и рейками отливной полосы у Корабельной бухточки, разница эта получилась— 1 ,10 саж., вѣрпѣе же принять 1 ,2о: саж. 41). За - тѣмъ, до верхней части этой полосы, поросшей травою— 0 , 2 7 саж. а далѣе, до мохового берега, видимо обрѣзаннаго водою, еще 0 , 2+ саж. Слѣдовательно, въ общемъ отъ уровня убылой воды до лИніп, куда достигаютъ волненіе и льдины, будетъ 1,п саж. Поэтому полотно пристанпой площадки не можетъ быть здѣсь ниже 2-хъ саж. надъ уровнемъ отлива, но къ этой цифрѣ должно прибавить еще нѣкоторую величину для удобства выгрузки судовъ во время прилива. , Уширенное подъ пристанную площадку полотно желѣзпоп дороги прой- детъ .по косогору частью въ выемкѣ, частью въ насыпи. Источниками водоснабженія станціи. „Кола-пристань“ , и вообще для потребностей порта, могутъ служить прекрасные непересыхагощіе ручьи 4J) Р ейнеке упогреблялъ для своихъ промѣровъ морскую саж ен ь—шести-іі)утовой ыѣрьт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz