Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

54 и далѣе, до самой Екатериненской гавани, слѣдуя за всѣми главцѣйшими изгибами берега съ такимъ возвышеніемъ надъ уровнемъ наиболыпихъ при^ лйвовъ моря, чтобы полотно дороги не могло подвергаться заплескамъ волнъ и снѣжнымъ заносомъ. Въ затишныхъ мѣстахъ и на широкихъ отмеляхъ, значительно обнажающихся при отливѣ, такое возвышеніе полотна надъ во­ дою можетъ быть меньше, а въ мѣстахъ открытыхъ оно, напротивъ того, должно быть больше. Для пониженія .насыпей на отмеляхъ отливной полосы, въ нѣкоторомъ разстояніи отъ полотна, со стороны губы можно образовать гряды изъ крупныхъ валуновъ, которыя разобыотъ волну прежде, чѣмъ она успѣетъ докатиться до желѣзнодорожнаго откоса. Направленіе дороги по лѣ~ вому берегу Кольской губы кратчайшее и. вмѣстѣ съ тѣмъ, наилучшее. На немъ не будетъ длинныхъ подъемовъ, и работъ меньше чѣмъ на всякомъ другомъ наиравленіи. Кромѣ того, пролегая здѣсь, желѣзная дорога, на всемъ протяженіи своемъ, можетъ пользоваться услугами водяного сообіце- нія по губѣ и, въ свою очередь, служить цѣлямъ этого сообщенія. Съ устройствомъ-же у входа въ Кольскую губу военпаго порта со всѣми его укрѣпленіями, береговая линія дороги будетъ находиться въ полной безопа­ сности отъ всякаго покушенія на нее непріятеля. Но линія эта должна из­ виваться крутыми кривыми, чтобы, минуя различныя препятствія, достичь наименыпаго количества работъ, которыя по свойству грунта и иѣкоторымъ другимъ причинамъ, будутъ здѣсь весьма цѣнныя, особенно на послѣднихъ 2 3— 25 верстахъ. Собственно для коммерческихъ цѣлей, по крайней мѣрѣ на первое время, достаточно было-бы довести дорогу только до пристани „К о л а " . Губа замерзаетъ до Сальнаго острова, но сообщеніе пристани съ оке- аномъ всегда можно было-бы поддерживать ледоколомъ, тѣмъ болѣе, что ледъ въ губѣ не прочный и, по словамъ нашего кормчаго Ефима Власова, расхо­ дится иногда самъ съ собою по нѣскольку разъ въ зиму. При постоянномъ' же дѣёствіи ледокола ледъ сталъ бы уноситься отливными теченіями въ океанъ и плаваніе по губѣ могло-бы совершаться свободно. Очень можетъ быть, что морское и военное вѣдомства и при устрой­ с т в . желѣзной дороги до Екатерининской гавани не допустятъ, чтобы ком- мерческій портъ былъ въ непосредственномъ сосѣдствѣ съ военнымъ и пс- требуютъ, чтобы коммерческая пристань оставалась въ Колѣ. При томъ доставка груза водою до пристани „К о л а “ всегда будетъ выгоднѣе, чѣмъ провозъ его на томъ же разстояніи по желѣзной дорогѣ. Пристань Кола можетъ быть расположена на всемъ протяженіи берега отъ Дровяного мыса до Абрамовой пахты, на длинѣ около 3 -хъ верстъ, при чемъ, если и понадобятся какія-нибудь подводныя работы для очистки берегового откоса и дна губы отъ каменьевъ и песку, то вѣроятно немного;, замѣченныя же по серединѣ этого разстоянія неболынія корги, на первое время достаточно будетъ оградить знаками. Но лучшія стоянки, по словамъ Ефима Власова, у Дровяного мыса, гдѣ и въ настоящее время останавли­ ваются пароходы и гдѣ имѣется избушка для ожидающихъ пассажировь, и въ Корабельной бухточкѣ. Послѣдняя даже удобнѣе, потому что здѣсь нѣтъ круговыхъ струй, которыя появляются у Дровяного мыса во время прилива и отлива. Грунтъ дна въ мѣстахъ якорныхъ стоянокъ— песокъ съ гравіемъ. Глубина фарватера въ этой части губы по картѣ Гидрографиче--

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz