Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

53 Вредное дѣйствіе дождевой и снѣговой воды, можетъ быть еще уси­ ливается, если при недостаткѣ солей, она содержите еще гумусовыя и дру- гія органическія кислоты, которыя заимствуютъ изъ торфяниковъ 40). На Мурманѣ яге группируются всѣ эти обстоятельства, которыя нри наличности прочихъ неблагопріятныхъ условій жизни, конечно ведутъ къ упомянутому цинготному заболѣванію, особенно въ сырое весеннее время. Тамъ дождевая и снѣговая вода обмываетъ голые граниты или трофяиники, нагдѣ не встрѣчя другой почвы, отъ которой могла-бы заимствовать известковыя соли. Если же люди, по недостатку въ нѣкоторыхъ мѣстахъ проточной воды, у по­ т р е б л яю т растаянную, но не прокипяченую снѣговую воду, то это можетъ- еще усугублять вредныя ея дѣйствія. Помимо всего другого она рас иолр- гаетъпкъ кашлю,— по крайней мѣрѣ, такое свойство ея замѣчено было ньам.й ри устройствѣ Уральской-Горнозаводской желѣзной дороги. §10. JI. Р. Тулома. Послѣ выхода изъ долины рѣки Колы, линія желѣзной дороги, разрѣ- зая городъ на двѣ части, направляется къ самому устью Туломы, чтобы пе- ресѣчь ее въ наяболѣе узкомъ мѣстѣ, которое образуется здѣсь выступомъ городской площади. . Ширина Туломы па мѣстѣ перехода ио уровню убылой воды— 9 4 саж. и по уровню прилива— 1 2 3 , 30 саж., при глубинѣ въ первомъ случаѣ 6 , 10 саж. и во второмъ— 7 , 14 саж. Лѣвый берегъ ея гористый, съ уклономъ къ водѣ въ */8 иокрытъ волунами, но выше есть выходы коренныхъ скалистыхъ породъ. Перейдя черезъ Тулуму, линія желѣзной дороги должна тотчасъ- же повернуть направо къ сѣверу. Площадь живого сѣченія Туломы до уровня убылой воды около 3 8 0 кв. саж. и до уровня прилива около 5 0 0 кв. саж. При такой площади ( 3 8 0 кв. саж.) скорость собственно рѣки Туломы была-бы невелика, но морскіе приливы и отливы производятъ здѣсь сильное теченіе, то въ ту, то въ другую сто­ рону, притомъ, неправильное, съ обратными струями. Ледохода по Туломѣ большого не бываетъ, но ледъ въ устьѣ ея иногда останавливается. ІГо словамъ В. И. Смирнова берега и устья Колы и Туломы сильно изменяются и это зависитъ, конечно, отъ размываемости наноснаго грунта, изъ котораго образовались городская площадка и различныя отмели въ губѣ. § 11. Кольская губа. Послѣ перехода черезъ Тулому линія жѣлѣзной дороги пойдетъ лѣвой стороной Кольской губы до пристани Колы (въ 5-ти верстахъ отъ города) 4°) Разработка торфа на топливо А. М. Соловьева, стр. 2: „Если мы обратимся къ раз- смотрЬнію составныхъ органическихъ частей растеніВ, то увидпмъ, что онѣ въ торфообра- зованіи прпиимаютъ неодинаковое участіе. Сначала разложеніе идетъ быстро, когда броже- нію подвергается сокъ клѣточекъ, содержащій азотистыя вещества (бѣлокъ, клейковина, ка- зеинъ), продукты броженія углекислоты, сѣрвистый и фосфористоводорный аммоній—частью выдѣляются, частью же способствуютъ переходу крахмала, сахара, органическихъ кпслотъ (яблочная, лимонная, винная) и т. п. вещ ествъвъ гумусовую кислоту и гумусокнсдый аммоніГі". Стр. 37. „При фильтровапіи черезъ торфъ дистплированной воды фильтратъ всегда по- лучаетъ кислую реакдію отъ легко выщелачивающихся изъ торфа гумусовыхъ кислотъ (гу- миновой, генновой, ульминовон и др.) н темпобурую окраску, зависящую отъ присутствія въ фильтраті, по Лнссауерѵ (Lissauer), двойныхъ соединеній гумпновокислаго амміака н двуг- лекпслой закиси желѣза. Стр. 56. Присутствие торфа въ болотѣ можно иногда угадывать по внѣшнимъ призпа- камъ; какъ напр., можно падѣяться найти хорошій торфъ, если вода ігаѣетъ_ красноватый или бурый цвѣтъ, зависящій отъ растворенныхъ въ ней гумусовыхъ соедпненій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz