Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

Обстоятельство весьма важное, позволяющее поддерживать сообщеніе съ Мур- маномъ въ теченіе круглаго года". Ещ е на Имандрѣ мы замѣчали частпыя перемѣны въ направленіи вѣ- тровъ, во время же нлаван ія по Кольской губѣ кормчій нашъ, Ефинъ Вла- совъ, опредѣлилъ измѣнчивость погоды въ этихъ мѣстахъ слѣдующимъ вы- раженіемъ: „вѣтры здѣсь дуютъ разнообразно, на всякой верстѣ иной разъ особый вѣтеръ или штиль, иная погода - Б о л ѣ з н и и с м е р т н о с т ь . Относительно болѣзней и смертности па Кольскомъ полуостровѣ пикакихъ особенностей не замѣчается, кромѣ цинги, которая по наблюденіямъ В. И. Смирнова надъ арестантами, прежде дру- гйхъ поражаетъ уроженцевъ Царства Польскаго и юго-западныхъ губерній. - Т: По его мнѣнію, люди изъ губерній Архангельской, Вятской, Вологод- .скб'й, Олонецкой, Новгородской и Тверской менѣе всего будутъ подвергаться раболѣваніямъѴ Съ своей же стороны, на основаніи опыта постройки Ураль­ ской-Горнозаводской желѣзной дороги, полагаю, что цинга при хорошемъ содержаніи рабочихъ, даже изъ внутреннихъ губерній, опасна только на вто­ рой годъ непрерывнаго пребыванія въ подобной странѣ. Вслѣдствіе чего, во время постройки Мурманской дороги, рабочихъ слѣдуеть мѣнять по воз­ можности каждый годъ, или, по крайней мѣрѣ, не держать ихъ слиіпкоиъ долго на Мурманскомъ берегу, а періодически переводить во внутренніх части полуострова, особенно передъ цинготнымъ временемъ. Люди наши го­ ворили намъ, что цинга свирѣпствѵетъ здѣсь обыкновенно съ ранней весны до Петрова дня, послѣ котораго она совершенно прекращается. Лучшимъ средствомъ противъ нея считаютъ отъѣздъ въ Архангельскъ, гдѣ больной идетъ въ баню, и затѣмъ поправляется въ нѣсколько дней безъ всякаго лечеиія. . При эксплоатаціи желѣзной дороги въ мѣстностяхъ наиболѣе посѣща- емыхъ цингою, слѣдуетъ держать рабочихъ, изъ мѣстпыхъ людей, которые не подвергаются этой болѣзнп. Но, конечно, вопросъ о санитарномъ поло- женіи рабочихъ на желѣзной дорогѣ и объ огражденіи ихъ отъ цинги дол- женъ быть своевременно разсмотрѣнъ врачами съ участіемъ медицинскаго персонала промысловъ Мурманскаго берега и города Колы. Ещ е большую важность вопросъ будетъ имѣть для военнаго и торговаго портовъ, въ'слу- чаѣ устройства таковыхъ въ Екатериненской гавани или иномъ пунктѣ бе­ рега, а также вообще при наплывѣ новыхъ поселенцевъ вслѣдствхе развитія промысловыхъ и торговыхъ операцій страны. Какъ на общее противуцинготное средство, между прочимъ, можно указать на морошку, рекомендуемую знаменитымъ путешественникомъ про- фессоромъ А. Э. Норденшельдомъ. °9). Причиною цинготныхъ заболѣваній обыкновенно считаютъ вообще дур- ныя санитарныя условія жизни, и, въ собственности, отсутствіе свѣжей пищи; но, мнѣ кажется, что кромѣ такихъ условій одинъ изъ важныхъ факторовъ этой страшной болѣзни представляетъ вода, лишенная полезныхъ солей. Ослабляя организмъ, она подготовляетъ почву для малокровія, а затѣмъ и цинги. Иначе, какимъ образомъ моглп бы появляться признаки поморской болѣзни среди молодого поколѣнія достаточныхъ классовъ нашей столицы? А мпѣ помнятся нѣсколько подобныхъ случаевъ. за) Путешествіе А. П. Норденшельда вокругъ Европы н Азіп на пароходѣ „Вега“ въ. 1S78— 18S0 гг. Гл. I стр. 44 и Гл. X стр.—471.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz