Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

51 пріюты, въ ко то ры хъ , путники могли бы обсушиться и обогрѣться. Кстати сказать, для крышъ путевыхъ избушекъ въ Лапландіи можно было бы реко­ мендовать примитивныя. кровли изъ бересты и жердей, какія часто встрѣ- чаются въ Финляндіи. Онѣ не требуютъ для своего сооруженія никакихъ инструментовъ, кромѣ топора и ножа; вполнѣ непроницаемы для дождя и очень- долговѣчны. Какъ образецъ для будущихъ мѣстныхъ экипажей на лѣтнее время можно рекомендовать легкую финляндскую тѣлежку на желѣз- ныхъ осяхъ, въ которую, полагаю, можно было бы запрягать и оленей. Зимою служили бы тѣ же кережки и сани, но со вр'бменемъ навѣрное вошли бы въ употребленіе обыкновенныя сани съ лошадиной упряжкой. К л и м а т и ч е c j t i я у е л о в і я . В. И. Смирновъ сообщилъ мнѣ, что точныя свѣдвшя о климатическихъ условіяхъ страны, по крайней мѣрѣ при- морскихъ частей полуострова, лучше всего взять изъ оффиціальныхъ данныхъ. Въ Колѣ и Териберкѣ имѣются метеорологическія станціи, посылающія отчеты свои въ Главную С. -Петербургскую физическую обсерваторію; кромѣ того, ведутся журналы на административномъ пароходѣ и на маякахъ: Святоноскомъ, Орловскомъ и Сосновскомъ, (послѣдніе два на Терскомъ берегу),— журналы эти посылаются въ ІІетербургъ черезъ дирекцію Бѣло- морскихъ мояковъ и лоціи. Для общей же характеристики климата Мур- манскаго берега полагаю достаточнымъ привести выдержку изъ статьи дѣй- ствительнаго члена И м п е р а т о р с к а г о Географическаго Общества, Горнаго инженера X И. Подгаецкаго: „Мурманскій берегъ, его природа, промыслы и значен іе“ стр. 7— 8. „Что касается климата Мурманска™ берега, то онъ весьма ровный. Благодаря благодатному вліянію теплаго экваторіальнаго теченія Гольфштреыа, здѣсь не бываетъ суровыхъ зимъ, такъ что морозы въ 10 — 15 R считаются уже на Мурманѣ рѣдкостыо. Средняя температура зимы здѣсь около — 6° В. Въ видѣ исключеній бываютъ на Мурманѣ даже оттепели и дожди. Въ ура- вновѣшеніе этому, лѣто здѣсіь холодное, средняя температура e r o - f - S ° R и, какъ зимою случаются оттепели, такъ лѣтомъ иногда бываетъ снѣгъ. При- мѣромъ можетъ служить буранъ со снѣгомъ, видѣнный мною въ Фильман- скомъ становищѣ 29 іюня 1 8 8 9 года. • По продолжительности своей, времена года раздѣляются слѣдующимъ обравомъ: весна съ средней температурой въ 2,5° В начинается съ 1-го апрѣля И продолжается по 20 мая. • Это время тумановъ, дождей, прилета пере- летпыхъ морСкихъ птицъ и пріѣзда рыбопромышленниковъ. Съ 20 мая по 1 0 -е іюля лѣто. Въ эти два мѣсяца солнце не сходить съ горизонта. Это ц а р ­ ство вѣчнаго дня, тихой и ясной погоды и усиленныхъ рыболовныхъ тру- довъ. Осень, средняя температура которой, также какъ и весна, около + 2 ,3° В, начинается въ серединѣ іюля. Къ этому времени поспѣваютъ нѣ- которыя ягоды: морошка, брусника, черника и голубика, начинается непо­ годь, перелетныя птицы и рыбопромышленники собираются въ обратный путь и Мурманъ постепенно пустѣетъ. Съ 1-го октября здѣсь уже зима и 18 но­ ября начинается царство постоянной ночи, продолжающейся до 9 января, освѣщаемой только великолѣплыми сѣверными сіяніями, называемыми здѣсь „сполохами". Благодаря Гольфштрему, океанъ здѣсь никогда не замерзаетъ и нѣтъ пловучихъ ледяныхъ горъ. (Только взрѣдка скопляются у береговъ успѣвшія переплыть теплое теченіе льдины, образуя такъ называемыя „торосы11); 4 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz